Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
ВВЕДЕНИЕ 4
- КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СОБСТВЕННЫЕ И ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ 8
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8
1.2. ПОРЯДОК НАДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ 18
1.3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 31
- ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В РОССИИ 49
2.1. ФИНАНСОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 49
2.2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 61
- ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 69
3.1. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 69
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ 99
СПИСОК МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 102
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами.
Закрепление за органами местного самоуправления полномочий является одним из важнейших способов правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе их деятельности. От того, насколько полно закрепляются в нормах права полномочия органов местного самоуправления, во многом зависит их взаимодействие с органами государственной власти. В качестве основного механизма регулирования взаимосогласованных действий выступает такая форма взаимодействия, как институт наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями нашло свое закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года. Однако недостаточно лишь одного нормативного закрепления, необходимо совершенствовать правовые механизмы подобного наделения и создавать условия для эффективной реализации переданных государственных полномочий. Вышеизложенным обуславливается актуальность исследования.
Степень разработанности проблемы. Теоретической основой для исследования стали работы российских ученых в области муниципального права, а именно: С.А. Авакьян, В.И. Васильева, Н.А. Емельянова, А.И. Коваленко, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, Н.Л. Пешина, А.А. Подсумковой, Н.В. Постового, Н.С.Тимофеева, В.И. Фадеева, Е.С. Шугриной, В.А. Ясюнаса и др.
Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, несмотря на свою актуальность, редко анализируются в научной литературе. Отдельные аспекты обозначенной проблемы рассматриваются в работах И. Горфинкеля, А.Г. Воронина, А.А. Замотаева, А.Н. Кубаркова, И. Мачульской, В.В. Нехаева, В.В. Пылина, О.Л. Савранской, С.Г. Соловьева, А.И. Черкасова, А.Н. Широкова.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также нормы, регулирующие данные отношения.
Предметом исследования является практика реализации норм о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Целью исследования выступает выявление проблем в деятельности института наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления и разработка путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать компетенцию органов местного самоуправления: собственные и делегированные полномочия;
- проанализировать финансовую компетенцию органов местного самоуправления;
- исследовать финансирование отдельных государственных полномочий органов местного самоуправления;
- выявить проблемы реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления;
- предложить пути совершенствования реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.
Методологической основой работы послужили методы: анализ, синтез и обобщение литературы и нормативно-правовой документации по теме работы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что в работе проведен обобщающий анализ компетенции органов местного самоуправления.
Практическое значение исследования состоит в разработке путей совершенствования правового регулирования и практики реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, которые объединяют семь параграфов, заключения и библиографического списка.
Положения, выносимые на защиту:
- Договорная форма наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления, по нашему мнению, в большей степени отражает сущность конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления и позволит регулировать наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления для нетипичных ситуаций, более конкретно решать вопросы ответственности, кадрового обеспечения и контроля.
Поэтому для введения договорной формы наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления необходимо внести изменения в ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и изложить её в следующей редакции: «2. Отдельные государственные полномочия, решение которых в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» может передаваться органам местного самоуправления, наделение органов местного самоуправления отдельными такими государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации и договорами между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления».
- Представляется целесообразным законодательно установить определение понятия «отдельные государственные полномочия», урегулировать порядок и пределы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
- Передача государственных полномочий должна быть такой, чтобы не происходило подмены государственной власти местным самоуправлением и искажения природы самого местного самоуправления, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, не должны создавать препятствия для решения этими органами вопросов местного значения.
Современное Российское местное самоуправление является одной из форм осуществления народом своей власти, которая обеспечивается в пределах, которые установлены в Конституции России, ФЗ, и ещё законами субъектов России в случаях, которые установлены ФЗ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов возникающих на местном уровне, беря во внимание интересы населения данного субъекта, а так же исходя из исторических и других местных традиций.
Практика наделения отдельными государственными полномочиями муниципальных образований является успешным примером правового регулирования муниципально-правовых отношений, о чем говорит популярность этого инструмента. Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.
В структуру механизма государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, входят административный контроль, судебный контроль и прокурорский надзор.
Порядок и формы контроля органами государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов с учетом тех ограничений, которые заложены в Европейской Хартии местного самоуправления.
Административный контроль в сочетании с судебным и прокурорским надзором способен обеспечить действенность и эффективность системы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, то соответственно на срок действия этих полномочий.
Компетенция - это установленная нормами законодательства совокупность полномочий и предметов ведения жителей муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления для решения задач местного значения в осуществлении отдельных государственных полномочий.
Финансовая компетенция органов местного самоуправления имеет очень большую роль во всех видах компетенций. С помощью данной компетенции осуществляются все другие компетенции муниципалитета.
Органы государственной власти обеспечивают единство всего государства, его защиту, перераспределение усилий, взаимопомощь субъектов, муниципальных образований. С точки зрения непосредственной связи с населением, влияния на население, организации населения органы местного самоуправления более важные, более эффективные.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом действующее законодательство не ограничивает органы местного самоуправления в использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им полномочий.
Нужно подчеркнуть, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при решении некоторых вопросов нельзя назвать очень эффективным, постольку поскольку органы местного самоуправления юридически отделены от государственных органов, и возможность давать указания органам местного самоуправления у государственной власти ограничена.
Формы осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий требуют не только теоретического осмысления, но законодательного закрепления. До тех пор, пока они не установлены легально, они не являются формально обязательными.
Однако реализация данных правил осложнена сегодня не только нежеланием органов государственной власти следовать им, но и, прежде всего, существенной внутренней несогласованностью и неполнотой правового регулирования вопросов передачи государственных полномочий органам местного самоуправления. Обе эти задачи должны решаться параллельно, путем совершенствования и развития законодательства.
Представляется целесообразным законодательно установить определение понятия «отдельные государственные полномочия», урегулировать порядок и пределы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Передача государственных полномочий должна быть такой, чтобы не происходило подмены государственной власти местным самоуправлением и искажения природы самого местного самоуправления, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, не должны создавать препятствия для решения этими органами вопросов местного значения.