Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Профессиональная готовность молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы профессиональной готовности молодых педагогов к воспитательной деятельности 10
1.1 Готовность молодых педагогов к профессиональной деятельности в контексте современных исследований 10
1.1.1 Научный анализ понятия «молодой педагог» 10
1.1.2 Профессиональный стандарт педагога 14
1.1.3 Современные исследования педагогической профессиональной деятельности 19
1.2 Воспитательная деятельность как ключевая трудовая функция педагога 25
1.2.1 Нормативные документы, регламентирующие воспитательную деятельность педагога 25
1.2.2 Детский оздоровительный лагерь как современная форма организации воспитательного процесса 30
1.2.3 Специфика профессиональной готовности молодых педагогов к работе с временными детскими коллективами 35
1.2.4 Психолого-педагогический портрет воспитателя детского оздоровительного лагеря 39
Выводы по 1 главе 42
Глава 2. Программа и методики эмпирического исследования профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере 45
2.1 Программа эмпирического исследования 45
2.2 Методики исследования 47
Выводы по 2 главе 49
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере 50
3.1 Констатирующая оценка профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере 50
3.2 Модель и технология формирования готовности молодых педагогов к работе в летнем детском лагере 58
3.3 Оценка эффективности авторской модели формирования готовности молодых педагогов к работе в летнем детском лагере 63
Выводы по 3 главе 72
Заключение 74
Библиографический список 79
Приложение 1 88
Приложение 2 90
Приложение 3 91
Актуальность темы. Детский оздоровительный лагерь – одна из современных форм оз до ро вл ен ия де те й. В на ст оя ще е вр ем я дл я фу нк ци он ир ов ан ия, а та кж е ре ал из ац ии пр ов ед ен ия оз до ро ви те ль ны х ка мп ан ий тр еб уе тс я пр ив ле че ни е пе да го ги че ск ог о пе рс он ал а дл я ра бо ты в до лж но ст и во сп ит ат ел я. Ос но ву ко лл ек ти ва сп ец иа ли ст ов, ра бо та ющ их с де ть ми в де тс ки х оздоровительных учреждениях, составляют студенты педагогических направлений высших учебных и средних профессиональных заведений.
Однако сейчас существует проблема слабой подготовленности молодых педагогов к работе на практике. Для детского оздоровительного лагеря особо актуальным является задача повышения готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере, их профессионального развития. В связи с этим руководитель образовательного учреждения должен быть заинтересован в высоком уровне профессионализма своего персонала и использовать для этого необходимые современные механизмы.
Нового взгляда требует сегодня педагогика внешкольной организации детских коллективов. Особое место в этой системе занимает организация жизнедеятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях, число и профильность которых в последние годы увеличилось, а, значит, актуализовалась проблема подготовки специалистов (воспитателей, вожатых, руководителей кружков, объединений и др.), способных грамотно построить работу с временным детским коллективом.
Проблема исследования заключается в определении организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере.
Объект исследования: образовательная деятельность студентов педагогических университетов, обеспечивающая их готовность к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере.
Предмет исследования: процесс формирования профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере.
Целью исследования является разработка модели и технологии формирования профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере.
Задачи исследования:
- Провести анализ готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в контексте современных исследований.
- Охарактеризовать воспитательную деятельность как ключевую трудовую функцию педагога.
- Составить программу и подобрать методики эмпирического исследования профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере.
- Провести анализ и обсуждение результатов исследования профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что посредством реализации модели и технологии формирования готовности молодых педагогов к работе в летнем детском лагере, можно создать условия для повышения уровня готовности молодых педагогов к работе в детском оздоровительном лагере.
Методы и методики исследования:
- методы теоретического анализа;
- обобщение и интерпретация научных данных;
- психодиагностические методики:
- методика самооценки уровня готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере (разработана И.В.Парфирьевой, адаптирована автором магистерской диссертации);
- анкета «Самооценка готовности молодых педагогов к профессиональной самореализации в детском оздоровительном лагере» (разработана автором магистерской диссертации);
- методика «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» Т.И. Ильиной в адаптации Н.П. Фетискина.
- математическая обработка данных в программе IBM SPSS Statistics Subscription.
Эмпирическая база и выборка исследования: МГППУ г. Москва. В исследовании приняли участие студенты 4 курса факультета психологии образования, специальности психолого-педагогическое образование. Выборку составили 40 студентов в возрасте 20-22 года.
Теоретико-методологическая основа исследования: наиболее полно жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря раскрыта в исследованиях В.Н. Антонова, Ю.В. Буранова, К.Н. Волкова, Л.С. Ждановой, Е.М. Рыбинского, К.Н. Травинина. Отдельные аспекты организации летнего отдыха детей рассмотрены такими отечественными исследователями, как И.Л. Давлетчин и Н.А. Курчанова, Н.Ю. Антипова, В.А. Волгунов, Н.Е. Щуркова, A.С. Пугачев (вопрос концептуально-исторических подходов к организации оздоровительной деятельности относительно детей и подростков, развитие идеи о гармоничном развитии личности ребенка через физическое воспитание), С.В. Астанкова, B.Н. Вараксин, В.А. Великородная, И.Ю. Исаева, Н.В. Коблова, С.И. Лобачева, Н.С. Чагина, К.В. Щиголь (вопросы организации отдыха и досуговой деятельности детей, методики организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере, современные формы и методы организации летнего отдыха детей и подростков, планирование лагерной смены, особенности основных периодов смены, разработки программ летнего отдыха и т. д.); А.А. Акимова, Н.В. Кузьмина, C.И. Панченко (определение структуры деятельности педагога-воспитателя). Однако вопрос профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере в современных условиях не был рассмотрен.
Теоретическая значимость состоит в комплексном исследовании и обобщении точек зрения ученых и научных подходов к профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере.
Практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что разработанная модель и технология формирования готовности молодых педагогов к работе в летнем детском лагере может быть реализована на практике, так как является эффективной.
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав (в первой главе раскрываются теоретические основы профессиональной готовности молодых педагогов к воспитательной деятельности; во второй главе представлена программа и методики эмпирического исследования профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере; в третьей главе представлены результаты эмпирического исследования готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере, проведен анализ полученных результатов исследования), заключения, библиографического списка (82 источников) и приложений (3 приложения). Объем основного текста составляет 93 страницы.
Молодой педагог – бывший студент, закончивший среднее профессиональное или высшее учебное заведение, знающий множество методик преподавания, изучивший различные научные дисциплины по своему направлению, или педагог, проработавший до пяти лет. Особа важна роль молодого педагога в современном образовании. Развитие профессии происходит непрерывно, не избегая при этом адаптационного процесса. В результате качественного сопровождения процесса и становления молодого педагога, это закладывает успех и в профессиональном росте педагога, что положительно сказывается на общеобразовательной организации. В успешно организованных условиях и благоприятном социально-психологическом климате он способен состояться как высококвалифицированный специалист, соответствующий требованиям профессионального стандарта педагога.
Требования профессионального стандарта педагога отражают структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие обучающихся. В меняющемся мире в соответствии со стратегией современного образования содержание профессионального стандарта значительно наполняется психолого-педагогическими трудовыми функциями, которые должны помочь молодому педагогу в решении новых, стоящих перед ним задач.
Профессиональная педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся. К людям, сделавшим ее основным занятием своей жизни, относятся: воспитатель детского сада, школьный учитель, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель группы продлённого дня, вожатый в лагере труда и отдыха, репетитор, преподаватель колледжа, лицея, техникума, вуза и т.д. Одним из видов педагогической профессиональной деятельности является воспитательная деятельность. Она направлена на управление разнообразной деятельностью учащихся, организацию воспитательной среды.
Многоуровневая система правового регулирования воспитательной деятельности педагога позволяет конкретизировать общие положения российского законодательства в форме, доступной для их исполнения на местах, обеспечивает гибкость действующих правовых норм, учёт региональных и местных особенностей образования и реальных условий педагогической воспитательной деятельности.
Воспитательная система детского оздоровительного лагеря – это, прежде всего, педагогическая система, включающая основные элементы целенаправленного воспитания, развития и саморазвития ребенка; особая социально-природная, культурно-историческая среда жизнедеятельности временного коллектива детей и взрослых; механизм организации пространства здорового образа жизни; физического, психического, духовно-нравственного, естественного оздоровления ребенка через активный отдых; открытая система, позволяющая целенаправленно с пользой для каждого члена лагеря включать его в реальный окружающий мир; живое общение с природой, приобретать новый жизненный опыт. Воспитательная система в центр внимания ставит ребенка и сообщество сверстников и взрослых. Создание воспитательной системы – это результат и показатель педагогического мастерства коллектива взрослых, его способности прогнозирования, научного осмысления результатов педагогической деятельности, определения оптимальных, рациональных путей, методов организации воспитательного процесса.
Психолого-педагогический портрет воспитателя детского оздоровительного лагеря выглядит следующим образом: воспитатель ДОЛ способен сознательно изменять и развивать себя в ходе осуществления труда, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшей свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающего престиж своей профессии в обществе. Освоение различных видов педагогической деятельности в ходе работы с временным детским коллективом позволяет молодому педагогу овладеть на продуктивном уровне следующими профессиональными функциями: воспитание, познание, коммуникация, исполнение, исследование, конструирование, организация, ориентация, развитие, самосовершенствование.
Для осуществления экспериментального исследования были использованы методики: методика самооценки уровня готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере (разработана И.В.Парфирьевой, адаптирована автором магистерской диссертации); анкета «Самооценка готовности молодых педагогов к профессиональной самореализации в детском оздоровительном лагере» (разработана автором магистерской диссертации); методика «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» Т.И. Ильиной в адаптации Н.П. Фетискина. Представленные методики в целом направлены на изучение уровня профессиональной готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере.
В исследовании приняли участие студенты 4 курса факультета психологии образования, специальности психолого-педагогическое образование. Исследование проводилось на базе МГППУ г. Москва. Выборку составили 40 студентов в возрасте 20-22 года. Исследование проводилось в период с октября 2020 года по апрель 2021.
Анализ готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере контрольной и экспериментальной групп, коррелируются с результатами первой методики «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» Т.И. Ильиной в адаптации Н.П. Фетискина. То есть у молодых педагогов контрольной группы, у которых уровень профессионально-педагогической мотивации высокий, также наблюдается и высокий уровень готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере.
Тогда как у молодых педагогов экспериментальной группы, наблюдается низкий уровень профессионально-педагогической мотивации, низкий уровень готовности к профессиональной самореализации в детском оздоровительном лагере и низкий уровень готовности к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере, что свидетельствует о необходимости реализации модели и технологии формирования готовности молодых педагогов к работе в летнем детском лагере.
На втором этапе исследования нами была составлена и реализована программа формирования готовности молодых педагогов к работе в летнем детском лагере.
Средства реализации программы: бинарные лекции (изложение материала по проблеме формирования готовности молодых педагогов к работе в летнем детском лагере разными специалистами) и социально-психологический тренинг (групповое обучение практическим навыкам).
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 12 недель (с учетом занятости педагогов). Занятия проходили 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 2 академических часа.
Ожидаемые результаты программы: усвоение знаний о профессиональной готовности педагогов и возможностях работы с ней; освоение техник повышения профессиональной готовности молодых педагогов к работе в летнем детском лагере; освоение приёмов адекватного реагирования и навыков мотивации, которые возникают в ходе педагогической деятельности.
Контрольная оценка готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере свидетельствует об эффективности авторской модели формирования готовности молодых педагогов к работе в летнем детском лагере. У молодых педагогов контрольной группы уровень готовности повысился не значительно, тогда как у педагогов контрольной груупы, у которых на констатирующем этапе был средний и низкий уровни готовности к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере, на контрольном этапе исследования стал преимущественно высокий и средний уровни готовности молодых педагогов к работе воспитателем в детском оздоровительном лагере.
Таким образом, разработанная модель и технология формирования готовности молодых педагогов к работе в летнем детском лагере может быть реализована на практике, так как является эффективной.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека