Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Симптомы кризиса в современной психологии
Введение 3
1. Методологические проблемы современной психологии 4
2. Анализ симптомов кризиса в современной психологии 6
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Российскими психологами и педагогами сегодня обсуждается специфическое положение в современной отечественной психологии, связанное с переходом от советской психологии к психологии российской. Особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического знания.
Многие отечественные и зарубежные авторы полагают, что современная психология находится в кризисе (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.А. Мазилов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Хомская, Н.И. Чуприкова и др.).
На сегодня отсутствуют широкие теории в рамках психологии. Данный факт свидетельствует о кризисном состоянии современной психологии в России. Кроме того, отсутствуют научные школы в психологии, подобные тем, которые существовали в 30-е годы. Сегодня ситуация в отечественной психологии нуждается в более сильных определениях, чем кризис. Дело в том, что в советский период она развивалась не по нормальной логике кризисов, а по безумной логике катастроф, происходивших с наукой не реже, чем раз в 10-15 лет. И сейчас на состоянии психологии сказывается их суммарное действие.
Цель работы – проанализировать симптомы кризиса в современной психологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить методологические проблемы современной психологии.
2. Провести анализ симптомов кризиса в современной психологии.
Таким образом, нынешний кризис в психологии – это методологический кризис мировой психологической науки, выходом из которого является, прежде всего, разработка основ теоретической психологии – в первую очередь, в понимании предмета психологии и новых методологических принципов научной психологии. Новая методология должна быть научной, свободной от идеологии, ориентированной на практику.
Кроме того, необходимы исследования, посвященные анализу кризиса в современной психологии и выходов из него. Должны быть разработаны общие методологические стандарты в научной психологии и общие стандарты психологической науки вообще (по-новому четко определены принципы и методы оказания психологической помощи, стандарты обучения психологии, должностные инструкции психологов, занятых на работе в различных отраслях и направлениях психологии и т.д.)
Благодаря созданию общих основ теоретической и практической психологии, можно преодолеть кризисные явления и, в конечном счете, вывести психологию на новый научный уровень.
По нашему мнению, кризис научной психологии есть отличительная характеристика постоянного развития психологии как науки, а также ее фокусированности на многогранных проявлениях психики. Однако наличие методологического характера «кризиса» в научной психологии нельзя отрицать по ряду причин. Анализируя исследования, можно систематизировать признаки кризиса научной психологии:
1. Отсутствие единой науки психологии, единого изучаемого предмета, единых методологических приемов.
2. Расхождение между исследовательской (научной, академической) и практической (психотехнической, психотерапевтической) психологиями.
3. Активное существование парапсихологии, различных околопсихологических, ненаучных систем, конкурирующих с научной психологией.
4. Общий кризис естественнонаучной материалистической парадигмы, детерминизма, а также кризис деятельностного подхода в отечественной психологии
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека