Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Сравнительный анализ пищевого поведения у единственных детей и у детей из многодетных семей
Введение…………………………………………………………………..….... 3
Глава I. Проблема пищевого поведения детей в современной психологии……………………….......................................................................
8
1.1. Понятие пищевого поведения и причины его нарушения..………........ 8
1.2. Особенности нарушений пищевого поведения у детей…………........ 20
1.3. Психологические особенности детей из многодетных и однодетных семей……………………………………………………………………………
32
Выводы по I главе…………………………………………………………… 44
Глава II. Эмпирическое исследование пищевого поведения у единственных детей и у детей из многодетных семей………………..…
46
2.1. Организация и методы исследования……..............................................… 46
2.2. Анализ результатов исследования характера питания у единственных детей и у детей из многодетных семей………………………………………
50
2.3. Результаты исследования качества жизни у единственных детей и у детей из многодетных семей……………………………………………….…
56
2.4. Анализ результатов исследования личностных характеристик у единственных детей и у детей из многодетных семей……………………..
59
2.5. Результаты корреляционного анализа…………………………………… 66
Выводы по II главе………………………………………………………...… 69
Заключение………………………………………………………………….… 72
Список литературы………………………….……….…………………........ 76
Приложения………………………………………………………………..….. 87
По запросу пришлю доклад и презентацию для защиты (500 рублей). Пишите на электронную почту info@vkrplus.ru
Актуальность темы исследования. Проблема нарушений пищевого поведения является актуальной в связи с ее высокой распространенностью, длительным течением и высоким риском нарушения физического и психического развития детей. В детском возрасте правильное питание играет важнейшую роль, так как кроме удовлетворения повседневной потребности в пищевых веществах, необходимо обеспечить процессы роста и развития организма.
Пищевую потребность можно рассматривать как важнейшую базовую жизненную потребность потребностей человека, без удовлетворения которой невозможно его существование. С самого рождения пищевые привычки претерпевают изменения под воздействием внешней среды.
Пищевое поведение представляет собой многогранный биопсихосоциальный феномен, который предполагает не только удовлетворение физической потребности, но и выполняет ряд социальных функций. К настоящему времени сложились несколько концепций, суть которых отражает идеи ученых на факторы нарушений пищевого поведения.
Существующие взгляды на механизмы возникновения пищевых нарушений различны, но, в то же время, фрагментарны. Факторы, которые вносят свой вклад в возникновение и развитие нарушений пищевого поведения, отличаются по силе и длительности влияния. Роль биологических, социально-психологических, социальных факторов в генезе нарушений пищевого поведения неоднозначна.
Особый научный интерес вызывает изучение специфики пищевого поведения у детей. Пищевое поведение детей различного возраста обладает некоторыми отличительными особенностями. В зависимости от возраста ребенка пищевая потребность играет свою специфическую роль. Особое значение в возникновении нарушений пищевого поведения имеет семья, семейное воспитание и семейные традиции. Родители оказывают влияние на формирование пищевого поведения детей различными путями.
Одним из факторов формирования пищевого поведения в детском возрасте является структура семьи. Семейные ценности и пищевые традиции оказывают детерминирующее влияние на паттерны пищевого поведения. В семьях с разным количеством детей в связи со спецификой воспитания детей у них формируются пищевые предпочтения, привычки, образ питания.
Современное состояние и степень изученности проблемы. Пищевое поведение как предмет исследования рассматривается в работах таких отечественных авторов как Р.М. Ахмедова, Л.В. Софронова, Т.Г. Вознесенская, А.В. Вахмистров, В.Д. Менделевич, Г.А. Мельниченко, С.И. Посохов, Ю.И. Савчикова, О.А. Скугаревский, И.И. Федорова и др.
Исследования, посвященные изучению особенностей пищевого поведения у подростков, студентов и взрослых людей проводятся преимущественно за рубежом (L.L. Birch, S. Jennifer, B.R. Carruth, I. Chatoor, D.Y. Goh, A. Jacob, A. Levine, L. Bachar, R. Manikam, J.A. Perman, K. Milton, J. Wardle, C.A. Guthrie).
Проблема особенностей пищевого поведения ребенка на разных этапах онтогенеза является менее разработанной. Отдельные аспекты изучения данной проблемы отражены в работах А.И. Хавкина, М.М. Гурова, С.В. Гречаного, Т.А. Юдицкой, Т.В. Сорокман, Ю.Г. Самойлова и др.
Однако, несмотря на значительное число работ, посвященных данной проблематике, исследования пищевого поведения у детей немногочисленны. Анализ литературы показал, что недостаточно раскрыты особенности онтогенеза пищевого поведения и психологические факторы, влияющие на него, не проанализированы пищевые установки.
Цель исследования – провести сравнительный анализ пищевого поведения у единственных детей и у детей из многодетных семей.
Задачи исследования:
- Проанализировать зарубежную и отечественную литературу по проблеме пищевого поведения и причин его нарушения у детей.
- Определить и описать психологические особенности детей из многодетных и однодетных семей.
3 Эмпирическим путем исследовать характер пищевого поведения у единственных детей и у детей из многодетных семей, их качество жизни и личностные характеристики.
- Установить различия в особенностях пищевого поведения у единственных детей и у детей из многодетных семей.
- Выявить взаимосвязь между особенностями пищевого поведения и личностными характеристиками у единственных детей и у детей из многодетных семей.
Объект исследования – пищевое поведение у детей.
Предмет исследования – особенности пищевого поведения у единственных детей и у детей из многодетных семей.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют достоверные различия в характере пищевого поведения и личностных характеристиках у единственных детей и у детей из многодетных семей. В частности, единственные дети характеризуются: преобладанием эмоционального недоедания, отрицательным физическим функционированием, повышенной тревожностью, низкой саморегуляцией. Дети из многодетных семей характеризуются: эмоциональным перееданием, положительным социальным функционированием, умеренной тревожностью, высокой саморегуляцией.
Данная гипотеза была выдвинута потому, что мы считаем, что единственные дети и дети из многодетных семей отличаются по характеру пищевого поведения, качеству жизни и личностным особенностям. К настоящему времени в современной литературе отсутствуют сведения о достоверных различиях у детей по данным параметрам.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа № 1540». Даты проведения – январь 2019 г. – июль 2019 г.
Характеристика выборки исследования. Всего в исследовании приняли участие 60 человек. Выборку исследования составили две группы: в первую группу вошли 30 единственных детей (15 мальчиков и 15 девочек), вторую группу составили 30 детей из многодетных семей (15 мальчиков и 15 девочек). Возраст испытуемых – 9-10 лет (младшие школьники).
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, методы обобщения и систематизации, тестирование, количественно-качественные методы обработки данных, интерпретационные методы, статистический анализ полученных данных. Статистическая обработка результатов проводилась при помощи компьютерной программы SPPS «Statistisc» v. 7.0. Методы статистической обработки данных включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений), вычисление значимости различий между значения двух групп с помощью критерия
U-Манна-Уитни, вычисление взаимосвязей между параметрами с помощью критерия линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
Теоретические и методологические основы исследования:
Анализ пищевого поведения проводился в рамках биопсихосоциального подхода (Т.Г. Вознесенская, И.Г. Малкина-Пых). Анализ нарушений пищевого поведения у детей проводился с позиций представлений западных и отечественных исследователей (J. Wardle, C.A. Guthrie, S.Sanderson).
Методики исследования:
- Опросник пищевого поведения детей (CEBQ), автор J. Wardle, адаптация Т.А. Юдицкой.
- Опросник качества жизни детей PedsQL (форма для детей 8-12 лет).
- Шкала явной тревожности CMAS, авторы A.Castaneda, В.R.McCandless, D.S.Palermo, адаптация А.М. Прихожан.
- Методика изучения произвольной саморегуляции «Палочки – черточки», автор Н.В. Ульенкова.
Этапы исследования:
- На первом этапе был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, осуществлен подбор методов и методик исследования, сформирована выборка исследования.
- На втором этапе выдвинута гипотеза исследования, проведено тестирование пищевого поведения у единственных детей и у детей из многодетных семей.
- На третьем этапе проведены обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, сформулированы обобщающие выводы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и выводы проведенного исследования могут быть использованы практическим психологом в практике психологического сопровождения единственных детей и детей из многодетных семей в рамках преодоления проблемы недостатков пищевого поведения.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен сравнительный анализ пищевого поведения у единственных детей и у детей из многодетных семей, выявлены особенности пищевого поведения в связи с личностными характеристиками у единственных детей и у детей из многодетных семей.
Проведенный теоретический анализ литературы и эмпирическое исследование свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы и решении поставленных задач.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что пищевое поведение человека рассматривается как активность, целью которой выступает удовлетворение его основных; как совокупность форм поведения, которые связаны с приемом пищи.
Пищевое поведение детей, индивидуальные различия в регуляции потребляемой пищи, формируются под влиянием родительской практики кормления, их пищевых ценностей и стиля семейного воспитания. Нарушения приема пищи у детей могут возникнуть в любом возрасте, причиной которых могут быть как органическая патология, так и психологические факторы, связанные с нарушением взаимодействия ребенка с матерью. В школьном возрасте пищевое поведение в полной мере контролируется детьми и связано с эмоциональными состояниями.
Размер семьи, будучи одним из основных параметров конфигурации семьи, выступает фактором, обусловливающим когнитивные, личностные и социально-психологические особенности свойств детей. Специфика средовых факторов в однодетной и многодетной семье определяет личностное развитие детей.
Единственные дети в семье характеризуются более развитыми интеллектуальными способностями, самостоятельностью мышления и принятия решений, стремлением быть в центре внимания, лидерскими способностями, высокой самооценкой. В то же время, единственный ребенок в семье обладает эгоцентризмом, менее развитыми способностями устанавливать межличностные отношения с другими детьми, по сравнению с детьми из многодетных семей. Дети из многодетных семей характеризуются более низкой самооценкой, интеллектуальными способностями, статусом в группе сверстников, наименьшей пластичностью и эгоистичностью. В однодетных семьях семейная ситуация более благоприятная, чем в многодетных семьях – близкие эмоциональные контакты с родителями, отсутствие конфликтности и чувства неполноценности у детей более характерно для семей с единственным ребенком.
В результате исследования было выявлено, что характер питания у единственных детей и у детей из многодетных семей различен. На достоверном уровне (р≤0,05) На достоверном уровне (р≤0,05) у единственных детей более выражены такие аспекты пищевого поведения как: эмоциональное недоедание, пищевая отзывчивость, наслаждение едой, медлительность в еде. У детей из многодетных семей более выражены такие аспекты пищевого поведения как: эмоциональное переедание, желание пить, пищевая суета.
Установлено, что качество жизни у единственных детей и у детей из многодетных семей различно по разным характеристикам. На достоверном уровне (р≤0,05) у детей из многодетных семей выше все параметры качества жизни: физическое, эмоциональные и социальное функционирование, а также жизнь в учебном заведении. Это указывает на более успешное функционирование детей их многодетных семей, по сравнению с единственными детьми, в обществе и их благоприятное физическое и психическое состояние.
Показано, что уровень тревожности и саморегуляции у единственных детей и у детей из многодетных семей отличается. На достоверном уровне (р≤0,05) уровень тревожности выше у единственных детей, чем у детей из многодетных семей; уровень произвольной саморегуляции выше у детей из многодетных семей, чем у единственных детей.
Существует взаимосвязь между особенностями пищевого поведения и личностными характеристиками у единственных детей и у детей из многодетных семей. Выявлена положительная связь между пищевой отзывчивостью и тревожностью (rs=0,55 при p≤0,05), между эмоциональным перееданием и социальным функционированием (rs=0,46 при p≤0,05), между наслаждением едой и тревожностью (rs=0,64 при p≤0,05), между эмоциональным недоеданием и Произвольной саморегуляцией (rs=0,51 при p≤0,05). Выявлена отрицательная связь между пищевой отзывчивостью и произвольной саморегуляцией (rs=-0,62 при p≤0,05), между эмоциональным недоеданием и физическим функционированием (rs=0,-67 при p≤0,05), между эмоциональным недоеданием и физическим функционированием (rs=0,-67 при p≤0,05).
Сравнительный анализ пищевого поведения у единственных детей и детей и многодетных семей показал, что эти дети отличаются по ряду параметров пищевого поведения, качества жизни и личностных характеристик. У детей из многодетных семей выше качество жизни по параметрам физического, эмоционального и социального функционировании, в также жизни в учебном заведении. Они обладают в основном нормальным уровнем тревожности, что необходимо им для адаптации к окружающему миру и продуктивной деятельности, мобилизации их активности. У детей их многодетных семей более сформирована произвольная саморегуляция, по сравнению с единственными детьми. Пищевое поведение детей их многодетных семей более благоприятно – они способны при необходимости отказаться от пищи, не склонны к эмоциональному недоеданию и пищевой суете, в отличие от единственных детей.
Гипотеза исследования о том, что существуют достоверные различия в характере пищевого поведения и личностных характеристиках у единственных детей и у детей из многодетных семей, подтвердилась. В частности, единственные дети характеризуются: преобладанием эмоционального недоедания, отрицательным физическим функционированием, повышенной тревожностью, низкой саморегуляцией. Дети из многодетных семей характеризуются: эмоциональным перееданием, положительным социальным функционированием, умеренной тревожностью, высокой саморегуляцией, подтвердилась.
Рекомендации: результаты проведенного исследования могут быть использованы практическим психологом в практике психологического сопровождения единственных детей и детей из многодетных семей в рамках преодоления проблемы недостатков пищевого поведения. Семейная психотерапия должна быть направлена на: 1) коррекцию детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания, способствующих развитию расстройств пищевого поведения у единственных детей; 2) коррекцию пищевых установок родителей, препятствующих становлению гармоничного здорового пищевого поведения детей из многодетных семей; 3) коррекцию личностных особенностей детей из единственных детей (снижение тревожности, повышение произвольной саморегуляции и социальной адаптации).
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека