Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Связь школьной тревожности и успеваемости младших школьников
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы связи школьной тревожности и успеваемости младших школьников 8
1.1 Определение понятия «тревожность» и «школьная тревожность» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психическое развитие в младшем школьном возрасте 21
1.3 Проявление тревожности в младшем школьном возрасте 27
1.4 Взаимосвязь тревожности и учебной успеваемости в младшем школьном возрасте 38
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Программа и методики эмпирического исследования связи школьной тревожности и успеваемости 45
2.1 Программа эмпирического исследования 45
2.2 Методики исследования 48
Выводы по 2 главе 49
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования связи школьной тревожности и успеваемости 51
3.1 Анализ связи школьной тревожности и успеваемости 51
3.2 Реализация комплекса занятий по коррекции тревожности младших школьников 57
Выводы по 3 главе 65
Заключение 67
Библиографический список 69
Приложения 77
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.
Многие психологи, такие как В.М. Астапов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ч.Д. Спилбергер, К. Хорни и другие, занимались проблемой тревожности. В работах Т.В. Костяк, С. Романенко и других показано, что тревога как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека. Однако, как отмечается в работах Л.М. Прихожан, постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием - тревожностью.
Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение ребенка и может являться одной из причин школьной неуспеваемости. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям и, в частности, к ситуациям, связанным с обучением в школе. У таких детей формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому, что, в свою очередь, порождает неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, т.к. он не уверен в себе, а это порождает у него тревогу и депрессию. Все это мешает ребенку в общении со сверстниками, с педагогами, затрудняет развитие личности, может вызвать различные вегетативные реакции.
Проблема исследования заключается в определении организационно-педагогических условий, способствующих коррекции школьной тревожности и как следствие повышения успеваемости младших школьников.
Объект исследования – школьная тревожность и успеваемость.
Предмет исследования – школьная тревожность как один из факторов, влияющих на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста.
Целью исследования стало выявление взаимосвязи школьной тревожности с успеваемостью в младшем школьном возрасте, и последующая коррекция школьной тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: выдвигается предположение о том, что школьная тревожность связана с успеваемостью учащихся младшего школьного возраста, причем, повышение школьной тревожности сопровождается снижением успеваемости младшего школьника.
Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы нами решались следующие задачи:
- обобщить определение понятия «тревожность» и «школьная тревожность» в психолого-педагогической литературе;
- проанализировать особенности психического развития в младшем школьном возрасте;
- исследовать специфику проявления тревожности в младшем школьном возрасте;
- проанализировать мнения ученых по поводу взаимосвязи тревожности и учебной успеваемости в младшем школьном возрасте;
- разработать программу и подобрать методики эмпирического исследования связи школьной тревожности и успеваемости;
- по результатам проведенной диагностики провести анализ связи школьной тревожности и успеваемости;
- разработать и реализовать комплекс занятий по коррекции тревожности младших школьников.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы и методики исследования:
- методы сбора теоретической информации: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- методы сбора эмпирической информации: опрос младших школьников с помощью методики диагностики личностной тревожности А.М. Прихожан; изучение школьной документации;
- методы обработки эмпирических данных: обработка результатов исследования с помощью аппарата математической статистики: критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Эмпирическая база и выборка исследования: эмпирической базой стали ученики 3-4 классов ГБОУ «Школа № 15» г. Москвы. В исследовании принимали участие 66 детей, 34 - мальчика и 32 девочки в возрасте от 9 до 11 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования: труды, концепции, теории известных авторов Прихожан А.М., Петровского А.В., Роджерса К., Немова Р.С., Славиной Л.С., Рогова Е.И., Степанова С.С., Марковой А.К., посвященные проблеме тревожности личности младших школьников; различные подходы к определению понятия тревожности (С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, А. М. Прихожан); концепции о возникновении и проявлении тревожности в детском возрасте (И. В. Дубровина, Л. И. Божович, И.А. Мусина, Н. Д. Левитов, В. В. Давыдов, Р. Кеттелл, Е.В. Новикова); исследования о психических основах состояния тревожности и страха (В.М. Астапов, Р. Мэй, А. Адлер); психоаналитические теории преодоления тревожности (З. Фрейд, К. Хорни, С. Салливан, Э. Фромм, Ч. Д. Спилбергер, Дж. Тейлор). Изучением тревожности занимались как отечественные психологи: Н.Д. Левитов, А. М. Прихожан, В. П. Астапов, так и зарубежные: З. Фрейд, А. Адлер, В. П. Астапов и другие. А. Л. Вегнер, О. А. Слепичева, А. К. Дусавицкий, Е. Н. Новикова выделили ряд причин, по которым возникает школьная тревожность, вызванная обстановкой дома или в школе, а также социальным окружением. К ним относятся смена учебного коллектива, неблагоприятные отношения со сверстниками либо особенности взаимодействия с учителем, учебные перегрузки, неадекватные требования со стороны родителей. Причины появления тревожности, а также способы ее предупреждения и коррекции можно отметить в трудах Е. Ю. Брель и А. М. Прихожан. О росте числа тревожных детей, для которых характерны неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, повышенное беспокойство отмечает в своих трудах И. В. Дубровина.
Теоретическая значимость заключается в расширении научных представлений о проблеме повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста, в обогащении базы психолого-педагогических исследований экспериментальным изучением проблемы тревожности у учащихся младших классов, результаты которого подтверждают реальный уровень школьной тревожности на данный момент и ее взаимосвязь с учебной успеваемостью, а также в экспериментальной апробации комплекса занятий по коррекции школьной тревожности.
Практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что разработанная программ по коррекции тревожности младших школьников может быть реализована учителями и психологами в практической деятельности учреждений среднего общего образования и центрах психологической помощи, так как является эффективной.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечена проведением исследования с опорой на теоретические положения 8 психологии и педагогики, подбором разнообразных теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам, а также практической результативностью эксперимента.
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав (в первой главе раскрываются теоретические основы связи школьной тревожности и успеваемости младших школьников; во второй главе представлена программа и методики эмпирического исследования связи школьной тревожности и успеваемости; в третьей главе представлены результаты эмпирического исследования связи школьной тревожности и успеваемости, проведен анализ полученных результатов исследования), заключения, библиографического списка (80 источников) и приложений (2 приложения), которые содержат тексты методик с инструкциями к ним и сводную таблицу первичных результатов. Объем основного текста составляет 93 страницы.
Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Различают ситуативную и личностную тревожность. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия учащегося с различными компонентами образовательной среды школы. Школьная тревожность бывает связана с процессом обучения, с представлениями о себе и с общением.
Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. На данном этапе меняется образ жизни ребенка: ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная, появляются новые требования, новая социальная роль ученика. В центр психического развития младших школьников выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета). В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта, а развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Школьники к концу младшего школьного возраста уже могут научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать любые закономерности. Младший школьный возраст характеризуется кризисом семи лет, ребенок в этом возрасте эмоционально возбудим, раздражителен. Именно в этом возрасте начинает появляться школьная тревожность.
Школьную тревожность младших школьников могут вызвать внешние конфликты, исходящие от родителей, а также внутренние – от самого ребенка. Тревожных детей младшего школьного возраста не покидает чувство беспокойства, они живут в постоянном напряжении, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами, при этом даже в тех ситуациях, которые не несут для них никакой угрозы. Чаще всего они отказываются от деятельности, в которой могут возникнуть определенные трудности. В младшем школьном возрасте возникновение тревожности происходит вследствие фрустрации потребности в надежности, ощущении защиты со стороны окружения и выражается неудовлетворенностью именно той потребности, которую можно рассматривать в данном возрасте как ведущую. В этот период тревожность представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми, и не является личностным образованием.
Целью эмпирического исследования стало изучение связи школьной тревожности и успеваемости в младшем школьном возрасте. Исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа № 15» г. Москвы. Эмпирической базой исследования стали учащиеся 3 «А», 3 «В», и 4 «А» классов в количестве 66 человек, из которых 32 составили девочки и 34 – мальчики. Возраст детей: от 9 до 11 лет. Для выявления тревожности, нами была использована методика «Шкала тревожности» А.М. Прихожан. Для оценки успеваемости школьников использовался анализ учебной документации, в частности, изучался журнал школьной успеваемости.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать вывод, что повышение личностной тревожности в целом, а также школьной и межличностной тревожности у девочек младшего школьного возраста сопровождается снижением успеваемости по основным предметам. Личностная тревожность не связана с успеваемостью в группе мальчиков. Для повышения успеваемости девочек, необходимо обращать особое внимание на наличие у них тревожности и при необходимости проводить коррекционную работу. Наша гипотеза о том, что тревожность связана успеваемостью учащихся младшего школьного возраста, подтвердилась частично – только в отношении выборки девочек. Повышение тревожности у девочек младшего школьного возраста сопровождается снижением успеваемости по основным предметам. Данное явление в группе мальчиков не выявлено.
Нами разработан и реализован комплекс занятий по коррекции тревожности младших школьников. Цель программы: создание условий для снижения уровня школьной тревожности, закрепления у детей социально-приемлемых навыков поведения, повышения уровня школьной мотивации. Форма работы: тренинговые занятия, направленные на снижение уровня школьной тревожности. Аудитория: младшие школьники ГБОУ «Школа № 15» г. Москвы. Продолжительность одного занятия –30-40. В рамках данной работы программа коррекции школьной тревожности младших школьников реализована полностью в количестве 12 занятий. По итогам реализации разработанной программы повысилась школьная успеваемость, так как снизился уровень школьной тревожности.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека