Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Уголовная ответственность за доведение до самоубийства несовершеннолетних посредством использования Интернет-ресурсов и телевизионных сетей
Введение………………………………………………………………….…….….4
Глава 1. Теоретико-правовая основа исследования доведение до самоубийства несовершеннолетних путём Интернет-ресурсов…………………………………………………………………………..13
1.1. Основные юридические подходы и теории к понятию «самоубийства» и «доведения до самоубийства»………………………………………………......13
1.2. Уголовно-правовая характеристика состава преступления доведения до самоубийства несовершеннолетних путём Интернет-ресурсов…………………………………………………………….………….....23
1.3. Правовое регулирование профилактики буллинга и кибербуллинга в образовательных учреждениях…………………………………….…………...32
Глава 2. Основные направления совершенствования уголовной ответственности доведения до самоубийства несовершеннолетнего с помощью Интернет-ресурсов………………………………………………..….43
2.1. Привлечения к ответственности лиц за доведения до самоубийства несовершеннолетних путём Интернет-ресурсов…………………….…….…..43
2.2. Совершенствование уголовной ответственности за доведение до самоубийства несовершеннолетних посредством использования Интернет ресурсов и телевизионных сетей……………………………………………......47
Заключение………………………………………………………………..……...54
Список использованных источников и литературы………………………..….59
Приложение…………………………………………………………………..…..68
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, мы можем наблюдать, что Интернет-ресурсы, как и телевизионные сети, занимают важное место в современном обществе. Ежедневно каждый человек как-нибудь, но воздействует с Интернет-ресурсами, исходя из этого, сеть Интернет становится действенным рычагом влияния на человека, особенно это влияние мы можем наблюдать у несовершеннолетних подростков, поскольку они больше всех подвержены внушению, в виду своих психологических особенностей[1].
Благодаря инновационным открытиям, человек стал большую часть времени проводить в социальных сетях, следовательно, преступность переходит на новую ступень. Если раньше можно наблюдать ситуацию, когда преступник и жертва вступали в некий контакт, то сейчас, с помощью Интернет-ресурсов и телевизионных сетей, это делать не обязательно, что и усложняет раскрытие данных преступлений[2].
В настоящее время Российская Федерация является одним из лидеров стран мира по числу совершаемых самоубийств путём Интернет ресурсов. Следовательно, данная проблема для нашего государства является очень серьёзной, поскольку гибнет не просто население страны, а будущая молодёжь. Если в период с 2001-2015 гг. мы можем наблюдать снижение показателей самоубийств, особенно в 2015 году, где самоубийств было очень мало по сравнению с предыдущими годами. То уже в 2016 году число суицидов увеличилось почти на 60%, данный скачок можно объяснить тем, что именно в этом году становится популярны «группы смерти» в различных социальных сетях, больше всего жертвами таких групп становятся несовершеннолетние из-за своих психологических особенностей. Этот факт, безусловно, не был незамечен законодательствам, так как самоубийства были произведены благодаря интернету, и жертвами преступлений становились несовершеннолетние, что ещё больше тревожит законодательство. Из-за этого вытекает ещё одна не менее важная проблема, процесс привлечения к ответственности лиц, которые организуют такие группы смерти, так как с каждым годом их становится всё больше и больше, при этом они меняются, укрепляются и становятся ещё опаснее, чем были в 2016 году[3].
Степень изученности темы. Проведённый анализ юридической литературы показал, что проблему доведение до самоубийства путём Интернет-ресурсов, а также телевизионных сетей рассматривали различные юристы, а также правоведы, которых можно разделить на несколько больших групп.
Юристы, изучавшие доведение до самоубийства в рамках юридического и уголовного явления, а именно рассматривали понятия и особенности уголовного преступления. К этой группе относятся следующие учёные: А.В. Агафонова в своих исследованиях раскрывает не только понятие, но и приводит особенности уголовного преступления, как доведения до самоубийства[4]; М.С. Кравцова и И.А. Подройкина, которые рассматривали различные подходы к понятию «самоубийства» и «доведение до самоубийства»[5]; А.А. Цыркалюк, рассматривает в своей работе понятия, а также особенности преступления[6].
Учёные, изучавшие структуру и состав преступления, как доведение до самоубийства. К этой группе можно отнести следующих учёных: В.Ш. Анюпов раскрывает состав преступления доведение до самоубийства путём Интернет-ресурсов, а также большую роль уделяет объекту и объективной стороне преступления[7]; Т.Б. Сафонова в своей работе раскрывает доведение до самоубийства, как уголовное преступления, а также выясняет структуру и
особенности совершаемого преступления[8]; Р.Д. Шарапов раскрывает в своём исследовании, вопросы о структуре рассматриваемого нами преступления, а также раскрывает состав преступления[9].
Исследователи в области Уголовного права, рассматривающие статистические данные совершённых преступлений в Российской Федерации с 2016 год по настоящее время. К данной группе можно отнести следующих учёных: А.М. Бычкова, которая изучала статистические данные исследования, а также попыталась ответить на вопрос, почему совершаются такие преступления в современном обществе[10]; В.П. Соломин рассматривает данный вид преступления с точки зрения статистических данных, и также, говоря о том, что доведение до самоубийства несовершеннолетних путём Интернет технологий является большой проблемой не только для государства, но и для каждой семьи, у которой присутствуют дети[11].
Учёные, рассматривающие уголовную ответственность за доведение до самоубийства несовершеннолетних путём Интернет-ресурсов. К данной группе можно отнести следующих учёных, которые проводили исследования в данной области: Н.Н. Ильин рассматривает преступления с точки зрения особенности в поимке преступника[12]; Е.А. Корнюшина исследует в своей работе не только понятие «доведение до самоубийства», но и уделяет внимание проблеме уголовной ответственности за совершаемое преступления[13]; А.А. Полиди, рассматривает лишь уголовную ответственность за совершение преступления в рамках Интернет источниках[14].
Исследователи, рассматривающие буллинг и кибербуллинг с точки зрения правового аспекта. К данной группе можно отнести следующих исследователей: Голованова Н.А. в своей работе рассматривает правовые методы борьбы с буллингом, выявляет правовую ответственность социальному явлению, а также предлагает свои рекомендации для усовершенствования законодательства в области буллинга[15]; Мальцева В.А. в своих исследованиях рассуждает о том, что в виду распространения кибербуллинга, необходимо закрепить в действующее законодательства Российской Федерации меры уголовно-правовой охраны несовершеннолетних жертв кибербуллинга[16]; Щекина К.К. проводит сравнения российского и зарубежного киббербулинга, и в основании этого, предлагает возможные пути решения проблемы, как кибербуллинг[17].
Итак, исходя из вышеуказанного, мы можем отметить, что актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время вопрос о доведении до самоубийства стоит очень остро, в виду появлений «групп смерти», которые призывают детей и подростков покончить жить самоубийствам. Исходя из этого факта, мы можем видеть, что с каждым годом детская смертность растёт, что является огромной проблемой для государства. Поскольку уменьшается не только количество население, но также и увеличивается число нераскрытых преступлений, и самое главное, уменьшается число детей, то есть будущее поколение нашей страны.
Объектом исследования будут выступать общественные отношения, возникающие в результате совершении доведения до самоубийства несовершеннолетних.
Предметом исследования является норма уголовного законодательства за доведение до самоубийства несовершеннолетних, посредством использования Интернет ресурсов и телевизионных сетей.
Цель исследования – разработка теоретико-практических положений, раскрывающих уголовную ответственность за доведение до самоубийства несовершеннолетних путём использования Интернет-ресурсов и телевизионных сетей.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
- Рассмотреть теории и подходы в разных областях науки о преступлении, как доведения до самоубийства несовершеннолетних, на основе их дать определение.
- Выделить особенности и определить состав, методы и подходы преступления, как доведения до самоубийства путём Интернет-ресурсов и телевизионных сетей.
- Проанализировать правовой аспект буллинга и кибербуллинга в образовательной организации, как причина суицидальных склонностей несовершеннолетнего.
- Выявить проблемы привлечения к ответственности лиц за доведение до самоубийства несовершеннолетних путём Интернет-ресурсов и телевизионных сетей.
- Разработать пути решения проблем привлечения к ответственности лиц за доведение до самоубийства несовершеннолетних путём Интернет-ресурсов и телевизионных сетей.
Для решения поставленных задач были использованные подходы и методы исследования:
1) системный подход (используется автором для выделения составных частей исследуемого явления, как доведение до самоубийства, а также для изучения и взаимодействие важных частей между собой).
2) изучение юридической литературы (использовался для того, чтобы рассмотреть доведение до самоубийства несовершеннолетних путём Интернет-ресурсов с точки зрения теоретических аспектов, а именно изучить понятие, особенности, специфику совершаемого преступления, состав преступления, а также какими способами и методами сетевые преступники совершают данное преступление);
3) теоретический анализ (используется для того, чтобы проанализировать всю используемую литературу и сформировать определённую концепцию об исследуемом преступлении);
4) обобщение (используется для того, чтобы осмыслить, почему совершаются такие преступления, почему они являются популярными в современном мире, а также в чём их особенность с точки зрения уголовного законодательства);
5) сравнение (используется исследователем для того, чтобы сравнить определения к понятию «самоубийства» в различных науках);
6) статистический анализ (используется для выявления актуальности исследования, а также для изучения проблемы в современном российском законодательстве);
7) анализ (используется для изучения составных элементов уголовного преступления, как доведение до самоубийства, а именно изучение понятия, состава преступления, и структуры);
8) синтез (используется для выявления специфики совершаемого преступления, как доведения до самоубийства);
Источниковую базу исследования составили:
1) нормативно-правовые акты:
а) Конституция Российской Федерации, где содержатся права и свободы человека, в том числе и несовершеннолетнего;
б) Кодексы Российской Федерации (Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации), где содержатся основные положения, связанные с уголовным ответственность за доведение до самоубийства;
в) Федеральные законы Российской Федерации (Федеральный закон «О персональных данных» Российской Федерации, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») содержатся информация об запрещённой информации в сети «Интернет», а также информация, которая запрещается для несовершеннолетних;
г) Подзаконные акты Российской Федерации (Указ президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», Указ президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», «Положение о государственной лицензировании деятельности в области защиты информации», Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 года «О судебной практике по делам об умышленных убийствах»), в которых содержатся важная для нас информацию об обеспечениях мер российского законодательства по устранению запрещенной информации в сети «Интернет».
д) Международные правовые акты (Конвенция о правах ребёнке), где содержатся права и свободы несовершеннолетнего, в том числе и права на жизнь.
2) материалы судебных решений в сфере уголовного права
3) материалы центральной и сибирской периодической печати (журналы: Издательский дом «Аргументы и факты», Издательский дом «КоммерсантЪ» (газета «КоммерсантЪ» и множество ее приложений, журналы «Коммерсантъ-Деньги», «Коммерсантъ-Власть», «Коммерсантъ-Каталог», «Коммерсантъ-Наука», «Огонек» и т. д., Издательская группа «Юрист»; газеты: «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Ведомости», «Завтра», «Известия», «Красная Звезда», «Комсомольская правда: еженедельник», «Новая газета».
4) материалы о статистике самоубийств несовершеннолетних.
5) локальные нормативные правовые акты образовательной организации.
а) устав Бюджетного общеобразовательного учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №37», используется автором для характеристики прав и обязанностей образовательной организации и педагогических работников в рамках безопасности несовершеннолетних в Интернет-ресурсах
б) «Регламент школьной антибуллинговой политики» Бюджетного общеобразовательного учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №37», используется для анализа профилактических работ образовательной организации в борьбе с буллинговым поведением;
в) «Буллинг в школе», используется исследователем в рамках изучения буллинга, как повод несовершеннолетнего к суицидальным наклонностям.
Структура и объём выпускной квалификационной работы.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, заключения и приложения. Во введении рассматривается актуальность исследования, определяется степень научной разработки проблемы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, также раскрывается теоретическая и практическая новизна работы. Первая глава посвящена теоретическому анализу исследуемого явления, рассматриваются различные подходы к доведению до самоубийств, выделяется из теоретического материала ключевая проблема, рассматриваются подходы к её решению. Вторая глава носит уже практические действия. Происходит конкретные действия по устранению проблемы, рассматривается образовательное учреждение, как организация по профилактики доведение до самоубийства. Дана собственная оценка по проблеме, разработаны предложения и рекомендации по её решению. В заключении подводятся итоги по исследуемой проблематике, формируются окончательные выводы и предположение дальнейших исследований по данной проблематике. В приложение содержатся методические разработки, которые помогут педагогическим работником устранить буллинг в образовательной организации.
[1] Клещёва В.А. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства несовершеннолетних путём Интернет-ресурсов и телевизионных сетей // Человек и природа: сб. материалов студенческой науч.-практ. конф. (Омск, 26 апреля 2019 г.) – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2019. – С. 108-110
[2] Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А., Селезнева Т. А. Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные ценности современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 1342-1346.
[3] Подройкина И.А., Кравцова М.С. Проблемы регламентации доведения до самоубийства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – С. 133-135.
[4] Агафонов А. В. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства: монография. М.: Юрлитинформ, 2017 – C. 4-6.
[5] Подройкина И.А., Кравцова М.С. Проблемы регламентации доведения до самоубийства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №6-2.
[6] Цыркалюк А. А. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. – С.34-43.
[7] Аюпов В.Ш. К вопросу об объекте доведения до самоубийства // Вестник ТГУ. –2017. –N 363. С. 122 –126.
[8] Сафонова Т.Б. Склонение к совершению суицида и доведение до самоубийства: новелла или коллизии в уголовном праве РФ? // Научное сообщество студентов: Международные исследования: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(43). С.132-138.
[9] Шарапов Р.Д. Вопросы квалификации преступлений против жизни несовершеннолетних, совершенных с использованием сети Интернет // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. №6. С. 32-34.
[10] Бычкова А.М. Доведение до самоубийства посредством использования интернет-технологий: социально-психологические, криминологические и уголовно-правовые аспекты // Всероссийский криминологический журнал. 2018. №1. С.43-53.
[11] Соломин В.П., Лавренко А.В., Сморгунова В.Ю. Детские суициды и их предупреждение в российском обществе // Universum: Вестник Герценовского университета. 2019. №2. С.76-84.
[12] Ильин Н.Н. Актуальные вопросы расследования доведения до самоубийства // Вестник Московского университета МВД России. 2017. №1. – С. 100-105.
[13] Корнюшина Е.А. Ответственность за доведение до самоубийства несовершеннолетнего // International scientific review. 2017. №8 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-za-dovedenie-do-samoubiystva-nesovershennoletnego (дата обращения: 07.05.2019).
[14] Полиди А.А. Проблема законодательной регламентации ответственности за доведение до самоубийства и склонение к самоубийству // Концепт. 2017. №S7. С. 1- 3.
[15] Голованова Н.А. Проблемы борьбы с буллингом: законодательное решение // Журнал российского права. 2018. №8 (260). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-borby-s-bullingom-zakonodatelnoe-reshenie, свободный (дата обращения: 17.04.2020).
[16] Мальцева В.А. Защита детей от кибербуллинга. Вопросы уголовно-правового регулирования // Закон и право. 2019. №10. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-detey-ot-kiberbullinga-voprosy-ugolovno-pravovogo-regulirovaniya, свободный (дата обращения: 20.04.2020).
[17] Щекина, К. К. Правовые проблемы защиты несовершеннолетних от кибербуллинга / К. К. Щекина, Т. Н. Санатов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 196-199.
В ходе теоретического и практического анализа, мы подтвердили актуальность темы, и выявили не только надобность в изучении в уголовном преступлении, как доведение до самоубийства, но и применение и ужесточение мер в данной области.
Особенность сети «Интернет» в Российской Федерации заключается в том, что она является анонимной, то есть любой человек может зарегистрироваться в любой социальной сети и указать совершенно любые данные. В виду этого, сеть «Интернет» является практически не отслеживаемой российским законодательством, за исключением нескольких социальных сетей. Отсюда мы можем наблюдать, всё больше и больше преступлений через сеть «Интернет» телевизионные ресурсы, так как не отслеживаются, значит и доказать виновность в совершении какого-нибудь уголовного преступления невозможно. Если мы рассмотрим статистические данные по преступлению в Интернет-ресурсах, то мы увидим высокие проценты преступлений, и маленькие проценты раскрываемости.
Таким образом, в ходе исследования в теоретических аспектах нашего исследования, автором была подтверждена и обоснована актуальность темы исследования, а также её значимость в изучении юридической науки.
В начале исследования, главной целью ставилось не только рассмотреть доведение до самоубийства с помощью Интернет-ресурсов и телевизионных сетей, как уголовное преступление, которое практически не раскрывается, но и проанализировать и выяснить, почему не работают те нормативно-правовые акты, которые предлагает нам российское законодательство.
Первым шагом для достижения цели выпускной квалификационной работы, было рассмотреть и охарактеризовать основные теории понятий «самоубийства» и «доведение до самоубийства». В ходе достижения поставленной задачи, нами было рассмотрено множество подходов с точки зрения психологии, философии, социологии и юриспруденции. Это было сделано для того, что бы показать, что самоубийство не стоит рассматривать, как только психологическое или социальное явление, а то, что они взаимосвязаны между собой. Но если самоубийство, всё-таки носит больше социальный оттенок, хоть и присутствуют психологические философские и даже юридические аспекты, то доведение до самоубийства является только юридическим аспектом, так как является уголовным преступлением.
Следовательно, в ходе достижения этой задачи мы выяснили, что нет ни в одной науки общего мнение к понимаю «самоубийства», каждая наука и учёные трактуют по-разному это явления, но стоит отменить, что практически все исследователи в данной области отмечают то, что это добровольное лишение себя жизни. Большое значение имеет для нас понятие «доведение до самоубийства», так как оно встречается исключительно в юридической литературе, здесь следует понимать уголовное преступление, главной целью которого является лишь жизни другого человека различными способами. Способы преступники придумают различные, и в ходе усовершенствования инновационных технологий, они приобретают другую окраску.
Нами было выделено несколько социальных «групп смерти», которые по-нашему мнению являются особо опасными, так как не только подвергают к опасности несовершеннолетних, но и с каждым разом совершенны и опасней для общества.
Выделение особенностей и состава преступления, как доведение до самоубийства, дало нам сделать вывод, что исследуемое уголовное преступление представляет собой сложную структуру. Главным элементом и особенностью является анонимность в социальных сетях, что делает преступление практически не раскрываемым.
Кроме анализа социальных сетей на наличие групп смерти, нами было проведён анализ нормативной базы образовательного учреждение города Омска БОУ «СОШ №37». В ходе анализа был сделан вывод, что образовательная организация, как субъект профилактических работ, организует и уведомляют родителей и несовершеннолетних об социальных явлений, как буллинг и кибербуллинг, которые могут навредить ребёнку и довести до суицидальных сколонностей. В ходе практической работы нашей выпускной квалификационной работы, вы выяснили, что хоть и образовательная организация проводит классные часы раз в год в классах, дети не знают, куда обращаться с такой проблемой.
В первой главе решались теоретические вопросы проблемы, рассматривались различные подходы к определениям, которые играют для нас важную роль, формировались особенности таких преступлений с помощью сети «Интернет», была дана оценка нормативно-правовым актом российского законодательства в области доведения до самоубийства и запрещённой информации.
Исследования во второй главы нашего исследования, помогло нам сформировать итоги и о российском законодательстве, где необходимы изменения по ужесточению статье 110 Уголовного кодекса Российской Федерации, кроме того, согласно статистическим данным по кибербуллингу и буллингу, необходимо данные явления юридически узаконить, для того, чтобы сократить численность жертв. Нами были разработаны некоторые меры по ужесточению и улучшению законодательства в области доведение до самоубийства несовершеннолетних с помощью Интернет-ресурсов, которые, по-нашему мнению, хоть и не решат данную проблему, но хоть сократят число жертв и раскроют некоторые преступления.
Таким образом, результаты исследования показали, что проблема доведения до самоубийства с помощью Интернет-ресурсов стоит очень остро. Решить её сложно, поэтому необходимо привлекать не только родителей и образовательные учреждения в лице учителей, но и российское законодательство, в виде установление соответствующих законов и ответственности, если не уголовной, хотя бы дисциплинарной.