Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 10
1.1. Сущность адаптации человека к социальной среде 10
1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ 16
1.3. Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
Выводы по главе 2 37
ГЛАВА 3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 39
3.1. Реализация системы педагогических условий, направленных на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ 39
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 49
Выводы по главе 3 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность исследования. Адаптационный период является серьезным испытанием для маленького ребёнка. Начиная посещать дошкольную образовательную организацию (далее ДОО), малыш попадает из знакомой и привычной семейной обстановки в новые условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций, расстройство сна и аппетита.
По данным официальной статистике Министерства здравоохранения РФ, заболеваемость среди детей от 1 года до 7 лет ежегодно увеличивается на 4-5 %. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду.
Период перехода от семейного общения в мир социальных контактов дошкольного учреждения сказывается на физическом и эмоциональном состоянии всех детей, особенно воспитанников раннего возраста. Возрастная незрелость адаптационных механизмов приводит в период адаптации к психическому напряжению, беспокойству, заторможенности: в результате нарушается сон, аппетит, появляются страхи; малыш отказывается играть со сверстниками, бывает конфликтен, плаксив, часто болеет и т.п. К тому же с каждым годом в детский сад приходит все больше детей с низким уровнем нервно-психического развития, что связано с особенностями воспитания в семье и биологическими факторами (осложнениями во время беременности и болезнями в первые годы жизни), и, как следствие, все больше детей с отклонениями в поведении (гиперактивность, нежелание идти на контакт, малоэмоциональность, тревожность, агрессивность), психосоматическими заболеваниями (энурез, нервные тики, навязчивые движения, патологические привычки и др.).
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста, в котором многие дети впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.
Чтобы облегчить адаптационный процесс, педагогам и специалистам детского сада необходимо создать для каждого ребёнка особый, психологически комфортный климат в группе, правильно организовать деятельность, направленную на формирование позитивных эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок».
Несмотря на это, некоторые теоретические аспекты данной проблемы изучены и разработаны ещё недостаточно, в частности, остается нерешённым ряд вопросов, связанных с проблемами адаптационного периода. Остаётся неясным, каковы факторы, определяющие характер адаптационного периода, а также условия, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Цель исследования – проанализировать особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Предмет исследования – педагогическая работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОО.
Гипотеза исследования – адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО будет проходить успешно и безболезненно, если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОО, включающую в себя развивающие игры и непосредственную образовательную деятельность по формированию адаптационных механизмов, систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОО и просвещение родителей.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность адаптации человека к социальной среде;
- выявить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- проанализировать психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
- описать организацию и методики исследования;
- провести анализ результатов констатирующего эксперимента;
- реализовать систему педагогических условий, направленных на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- провести анализ результатов контрольного эксперимента.
Методологическая основа исследования определяется сформулированной гипотезой и характером решаемых задач: исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.); исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).
База исследования: ГБДОУ «Детский сад №28» г. Севастополь. В педагогическом эксперименте участвовали 14 детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём; эмпирические методы: наблюдение; беседа; изучение опыта работы воспитателей; педагогический эксперимент.
Методики исследования: анкетирование родителей по тесту А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка; методика «Экспертная оценка нервно-психического развития детей раннего возраста» (автор К.Л. Печора); листы адаптации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Также проведенное исследование поможет воспитателям. В том числе молодым начинающим педагогам эффективно решать задачи, связанные с организацией адаптации детей к дошкольному учреждению. В перспективе полученные результаты могут быть использованы в профессиональной 4 деятельности педагогов ГБДОУ «Детский сад №28» г. Севастополь и других ДОУ. Результаты исследования также могут представлять интерес студентам - будущим воспитателям.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Адаптация человека к социальной среде - сложный и непрерывный процесс приспособления отдельной личности или целых групп к социальной среде, в которой они планируют реализовывать себя. Это могут быть как совершенно новые условия, так и привычные ситуации, которые подверглись изменению под давлением экономических, политических, духовных, идеологических или социальных сил. Кроме того, социализация подразумевает не только активное участие в принятии социально значимых правил, норм и ценностей, но и их последующую передачу другим участникам социальной среды.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ считается динамичным процессом, который приводит либо к положительным результатам, либо отрицательным (стресс, напряжение). Выделяют два главных аспекта эффективной адаптации: внутренний уют (эмоциональная удовлетворенность) и внешнюю соразмерность поведения. В процессе комплексного исследования, проделанного учеными в различных странах, было выявлено три фазы процесса адаптации: острая фаза, сопутствующая различными изменениями в соматическом состоянии и психическом статусе; подострая фаза, которая отличается нормальным поведением детей, то есть все изменения сокращаются и фиксируются только по отдельным характеристикам на фоне затянувшегося темпа формирования; фаза компенсации отличается ускорением темпа формирования, вследствие дети преодолевают данную задержку в формировании. Тяжелая адаптация ребёнкак требованиям ДОУ чаще всего вызвана следующими факторами: недостатком в семье режима, схожего с режимом детского сада; присутствием у детей специфических повадок; неспособностью занять себя игрушками; недостатком простых навыков культуры и гигиены; недостатком умения контактировать с малознакомыми людьми. Адаптация содержит в себе большое число персональных реакций, которые находятся в зависимости от психологических, физических и индивидуальных отличительных черт детей, от сформировавшихся семейных взаимоотношений, от состояния самочувствия детей раннего возраста.
Важнейшими факторами, определяющими характер протекания адаптационного периода в раннем возрасте, являются физическое состояние ребенка, его возраст, сформированность общения со взрослыми и сверстниками, уровень развития предметной деятельности. Для облегчения адаптации его к детскому учреждению педагоги должны создавать специальные условия: организуют предварительное знакомство с семьей, согласовывают режим и воспитательные воздействия педагогов и родителей, привлекают мать или близкого взрослого к участию в режимных моментах, прогулках, играх и занятиях группы, налаживают эмоциональные и деловые контакты с ребенком. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.
Экспериментальная работа проводилась в ГБДОУ «Детский сад №28» г. Севастополь. Педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. При осуществлении экспериментального исследования применялся ряд методик: анкетирование родителей; методика «Экспертная оценка нервно-психического развития детей раннего возраста» (автор К.Л. Печора); листы адаптации.
В соответствии с задачами исследования констатирующий эксперимент был направлен на определение готовности поступления ребенка в ДОО и показателей психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста.
В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различен. В целом, можно отметить средний уровень адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста. Это подтверждает необходимость реализации системы педагогических условий, направленных на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента данных на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент. Нами была разработана программа «Адаптация как процесс и результат усвоения опыта общения совместной деятельности», модель оформления младшей группы, собраны игры и игровые упражнения, облегчающие адаптацию детей к условиям детского сада. Данная программа состояла из двух блоков: структурно-организационный блок отображал педагогическую цель, участников процесса проведения адаптации, а также их взаимодействие; содержательно-процессуальный блок, который включал в себя цель, задачи и содержание процесса адаптации, а также диагностику, реализацию индивидуально-дифференцированного подхода, организацию психолого-социальной работы. При этом реализовывались следующие направления работы: работа с родителями; работа с воспитанниками; работа со специалистами детского сада. Работа с воспитанниками включала в себя: систему работы по познавательно-речевому развитию (2 занятия); систему работы по художественному творчеству (12 занятий); работу по развитию культурно-гигиенических навыков (на постоянной основе).
По результатам контрольной диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения выявлено, что ответы родителей почти не отличались от ответов предыдущего этапа. Что свидетельствует о том, что состояние детей в домашних условиях практически не изменилось. Кроме того, выявлено, что в группе отмечена определенная динамика нервно-психического развития детей раннего возраста. Так количество детей с высоким и средним уровнем нервно-психического развития увеличилось на 7% (1 человека). В то же время низкий уровень на данном этапе не выявлен. Увеличение показателей в среднем по группе следующие: речь – на 8 баллов, сенсорное развитие – на 6 баллов, моторные навыки – на 9 баллов, игра и действия с предметами, навыки самообслуживания – на 6 баллов. Тяжелая степень адаптации не диагностирована ни у одного ребёнка. Значительно снизилось количество детей со средней степень адаптации – 29% (4 человека). У 71% (10 человек) показали легкую степень адаптации.
Итак, результаты контрольной оценки свидетельствуют об эффективности разработанной и апробированной системы педагогических условий, направленных на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Экспериментально доказано, что адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО будет проходить успешно и безболезненно, если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОО, включающую в себя развивающие игры и непосредственную образовательную деятельность по формированию адаптационных механизмов, систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОО и просвещение родителей. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
- Влияние предметно-пространственной среды на развитие изобразительной деятельности детей 4 года жизни