Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Административная ответственность юридических лиц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Общая характеристика административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации 5
1.1. Понятие и признаки административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации 5
1.2. Принципы административной ответственности юридического лица 12
ГЛАВА II. Основания и меры административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации 20
2.1. Понятие, признаки и виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами в Российской Федерации 20
2.2. Административные наказания, применяемые к юридическим лицам в Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Актуальность темы исследования. В настоящий момент существует свобода экономической деятельности и сам институт административной ответственности появился сравнительно недавно в нашем законодательстве. Все это порождает возрастающее количество правонарушений со стороны организаций, которые своими действиями посягают на общественные отношения, охраняемые нормами административного права.
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
Вопрос административной ответственности юридических лиц в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) как в специализированной литературе, так и в средствах массовой информации. Несмотря на достаточную регламентацию правового положения данного субъекта в различных нормативно правовых актах, существует множество дискуссионных вопросов, связанных с понятием и содержанием ответственности и вины юридического лица, совершившего административное правонарушение, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Степень разработанности темы исследования. При написании работы был использована судебная практика, научная, специальная и учебная литература, а также издания периодической печати авторов-правоведов, компетентных в рассматриваемых вопросах, таких как: Е.О. Адарченко, И.А. Быккинин, Д.В. Дзьоник, Н.М. Кононов, В.А. Очаковский, А.Б. Панов, Б.В. Россинский, А.И. Стахов и многих других.
Целью работы является изучение современного законодательства и рассмотрение проблем административной ответственности юридических лиц.
Для достижения поставленной цели намечен ряд задач:
- раскрыть понятие и признаки административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации;
- охарактеризовать принципы административной ответственности юридического лица;
- исследовать понятие, признаки и виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами в Российской Федерации;
- проанализировать административные наказания, применяемые к юридическим лицам в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при привлечении юридических лиц к административной ответственности.
Предметом исследования являются действующее законодательство Российской Федерации, научные публикации, статьи и судебная практика, в которых затрагиваются вопросы административной ответственности юридических лиц.
Методы исследования. При подготовке работы были использованы формально-юридический, статистический, исторический и сравнительно-правовой методы научного познания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться для дальнейших исследований, а также для написания лекций и учебных пособий по исследуемой проблеме.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Административная ответственность реализуется в государственно-принудительной (негативной) форме. Связано это с тем, что сам институт административной ответственности есть ответная реакция государства на действия правонарушителя. С точки зрения проблематики вопроса, нет смысла затрагивать и развивать тему позитивной юридической ответственности, которая не будет являться основанием для применения соответствующей санкции. Поэтому данная работа построена на изучение проблемных аспектов негативной административной ответственности юридических лиц. Как уже было указано, законодательно не закреплено легальное определение административной ответственности юридических лиц. Из представленных доктринальных изъяснений необходимо выделить общие моменты, такие как: организация должна обладать правосубъектностью, то есть быть зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ); должны быть основания привлечения к ответственности как материально-процессуальные, так и фактические. Необходим соответствующий юридический факт; в завершении, юридическое лицо претерпевает неблагоприятные имущественные и неимущественные последствия. Выражаются они в назначении наказания и нанесении урона деловой репутации организации. Органы юридического лица — это всегда системные образования, то есть каждый орган имеет свою компетенцию, которая подразделяется на общую и специальную. Также, органы юридического лица имеют свою правовую форму закрепления полномочий, которая указана в уставе общества, или в доверенности.
Под принципами административной ответственности понимаются фундаментальные идеи, закрепленные в нормах права. КоАП РФ выделяет следующие принципы административной ответственности юридических лиц: равенство перед законом и судом; презумпция невиновности; законность. Указанные принципы напрямую вытекают из положений Конституции РФ. В доктрине есть предложения расширить данный перечень принципов и закрепить их в нормативно-правовом акте, к чему склоняется законодатель, прописав их в новой концепции КоАП РФ. Думается, что перечень принципов, вводимых законодателем в КоАП РФ, неоправданно широкий. Основное значение принципов административного права заключается в том, что они предопределяют организацию и исполнение законодательства об административной ответственности. Однако, на практике существуют определенные изъятия из названных принципов, а также проблемы при их реализации.
Проанализировав понятие, состав и виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами, можно сделать следующие выводы: легальное определение понятия «административное правонарушение» дано в ст. 2.1 КоАП РФ; состав административного правонарушения представляет собой совокупность четырех элементов: объект противоправного посягательства (те общественные блага, на которые посягнул субъект правонварушения); субъект (юридическое лицо); объективная сторона (конкретное действие или бездействие, которое стало причиной правонарушения); субъективная сторона (психическое отношение виновного лица к содеянному). Отсутствие любого из них исключает как наличие состава в целом, так и соответственно, применение мер государственного принуждения. При решении вопроса о привлечении юридического лица к ответственности необходимо также обратить внимание на вид совершенного правонарушения. Является ли оно материальным или формальным, а также длящимся или продолжаемым, тем самым будет установлена наиболее подходящая мера административного наказания к виновному лицу. В ввиду того, что у юридического лица отсутствует психическое отношение к совершаемым им деяниям, то является невозможным использование в отношении юридического лица классического понимания вины. Именно поэтому понятие вины применительно к юридическим лицам должно трактоваться иначе, чем в отношении физических лиц.
Административное наказание – это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Из всех наказаний, закрепленных в КоАП РФ в силу специфики административной ответственности юридических лиц, к ним могут применяться лишь некоторые из них. Предупреждение является самым мягким наказанием. Доля штрафов в общем количестве наказаний, назначаемых юридическим лицам, достаточно высока. Это обусловлено тем обстоятельством, что наряду с предупреждением, штраф может назначаться во внесудебном порядке. Помимо всего прочего, завышенные размеры административных штрафов влекут их массовое неисполнение. Ужесточение административной ответственности путем повышения штрафов для юридических лиц не оказывает серьезного воздействия на предупреждения административных правонарушений. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей, т.е. находящихся в свободном обращении. Административное приостановление деятельности, назначаемое не часто, является самым строгим видом наказания, применяемого к юридическому лицу.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Актуальные правовые проблемы регулирования кредитного договора и пути их решения
- Анализ федерального закона о статусе судей в РФ
- Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции
- Виды гражданских правоотношений
- Вина как условие гражданско-правовой ответственности
- Вопросы уголовной ответственности за экологические преступления
- Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- Групповые и косвенные иски
- Дискуссия о принципах гражданского права