Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Основные задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности 7
1.2 Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности 15
1.3 Роль судебной практики в правовом регулировании предпринимательской деятельности 20
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1 Механизм административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности 28
2.2 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью 36
2.3 Проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
В результате постоянной реорганизации системы государственного управления и системы органов исполнительной власти в Российской Федерации в течение последних двадцати лет появились основания говорить о том, что имеет место перераспределение государственно-управленческих функций, т.е. происходит переход от непосредственного государственного управления с усилением тенденции государственного регулирования.
Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики. В настоящее время Конституция РФ исключает возможность прямого использования метода прямого администрирования в экономической сфере (прежде всего, в сфере предпринимательской деятельности, подчеркивая свободу ее осуществления), но в то же время не отрицает возможность использования государственного регулирования путем выработки единой государственной политики, установления порядка осуществления контроля и надзора в этой области, а также с помощью иных методов.
Итак, в настоящее время государство, регулируя экономику, само не превращается в предпринимателя, оставаясь политической организацией, оно только по необходимости организует в лице соответствующих органов эти процессы: издает нормативные акты в области экономики (законодательная власть), организует исполнение (исполнительная власть), разрешает предпринимательские споры (судебная власть).
Комплекс таких свойств управляемых объектов, как целенаправленность, активность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты управляемые объекты, чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление должно быть менее явным и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.
Таким образом, данная тема актуальна, в связи с нижеследующим:
1. Существует необходимость исследования меняющегося содержания государственного регулирования предпринимательской деятельности, в связи с изменением самих объектов управления.
2. Необходимо определиться, насколько существующий уровень государственного регулирования предпринимательской деятельности достаточен в современных условиях для достижения целей, установленных государством в рамках такого регулирования, в каком объеме государство должно осуществлять свое регулирующее воздействие в сфере предпринимательской деятельности для достижения вышеуказанных целей.
3. Кроме того, в рамках настоящего научного исследования необходимо выяснить, насколько развиты сами юридические лица и индивидуальные предприниматели как объекты и субъекты административного права, каким образом проявляются их свойства и насколько их деятельность нуждается в государственном регулировании.
Различные аспекты проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности всегда вызывали интерес у представителей различных отраслей науки - экономической, гражданско-правовой, административно-правовой и т.п. Множество научных исследований в этой области было проведено еще в советский период; они посвящены, преимущественно, разработке содержания понятия статуса субъектов предпринимательской деятельности в административном и гражданском праве, а также в исследовании сущности функций государственных органов при осуществлении государственного управления организационно подчиненными им юридическими лицами (например, труды Алехина А.П. Алехин, А.П. Административно-правовой статус производственного предприятия, объединения как звена системы отраслевого управления., Козлова Ю.М. Козлов, Ю.М. Организационно-правовые вопросы участия трудящихся в советском государственном управлении на современном этапе. и других).
Что касается настоящего времени, то для него характерно отсутствие комплексных исследований по проблемам административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации. В основном, преобладают научные публикации, которые посвящены анализу отдельных аспектов административно-правового регулирования экономики в целом или же проблема государственного регулирования предпринимательской деятельности рассматривается с точки зрения предпринимательского и гражданского права.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения и совокупность правовых норм, которые связаны с реализацией функций исполнительной власти в сфере предпринимательской деятельности.
Предметом исследования соответственно являются общественные отношения, которые возникают между органами исполнительной власти, а также их должностными лицами и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Целью настоящей работы является анализ административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:
1. Исследование понятия «административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности», выявление его видов, методов, средств и форм осуществления.
2. Проведение исследования административно-правового статуса юридического лица и индивидуального предпринимателя как участников административных правоотношений.
3. Проведение исследования соотношения норм административного, гражданского, а также ряда других отраслей права в правовом регулировании предпринимательской деятельности.
4. Исследование компетенции органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.
5. Изучение общих принципов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ.
6. Выявление пробелов в сфере административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц.
При осуществлении исследования использовались общенаучные методы, такие как исторический, системно-структурный, формально-логический, сравнительного правоведения.
Теоретическая значимость состоит в том, что изложенные в ней теоретические положения и выводы обобщают сформированный в этой области научный материал, посвященный административно-правовому регулированию предпринимательской деятельности, а также осуществлен анализ действующего законодательства и даны определения многих понятий, используемых в этой области.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в обосновании положений, позволяющих сделать вывод о том, что в области правового регулирования предпринимательской деятельности как института гражданского права большое значение и вес имеет административное право, а, следовательно, и государственное управление в исследуемой сфере. Выводы, сделанные в настоящем исследовании, могут быть использованы, в дальнейших научных разработках.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами осуществленного исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, перечень использованных нормативных актов и научной литературы.
Подводя итог, вернемся к поставленным в начале исследования вопросам. Прежде всего, мы исследовали содержание современного государственного регулирования предпринимательской деятель ности, а также субъекты данного регулирования, которые одновременно являются и его же объектами.
Изучив множество нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, мы увидели, насколько она разнообразна. И для того, чтобы сделать правильный вывод, следует изучить, насколько качественно данное законодательство регулирует каждую из сфер деятельности на практике. Такая цель изначально выходила бы за рамки исследования и потребовала бы гораздо большей протяженности во времени.
Но на основании теоретического анализа обширной законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, видно, что она достаточно глубоко проработана, охватывает самые разнообразные сферы и процедуры с довольно подробной регламентацией норм. Наличие огромной судебной практики свидетельствует о непрерывном развитии и совершенствовании законодательства по административно-правовому регулированию в области предпринимательской деятельности.
Следовательно, можно сделать вывод, что существующий уровень государственного регулирования предпринимательской деятельности в целом достаточен в современных условиях для достижения целей, установленных государством в рамках такого регулирования, но с условием постоянного дальнейшего развития законодательства в связи с перманентным процессом изменения самих субъектов предпринимательской деятельности.
На вопрос, насколько деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нуждается в государственном регулировании, ответ будет однозначно утвердительным - нуждается. Это связано с тем, что даже при самом высоком уровне самоорганизации и саморегуляции данных субъектов, наличие внешнего органа, регулирующего их деятельность в интересах всего общества необходимо, чтобы избежать раздробленности и отсутствия единых стандартов, которые с наибольшей вероятностью не способствовали бы совершенствованию предпринимательской деятельности в широком смысле.
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности - это новое направление российского административного права, отражающее реалии дня и охватывающее административно-предпринимательские отношения, возникающие в условиях современного рыночного хозяйства. По мере развития предпринимательской деятельности, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее административно-правового регулирования. Его основное назначение - регулировать, защищать и поддерживать предпринимательскую деятельность административно- правовыми средствами. В настоящее время в России активно формируется и развивается административное законодательство, регулирующее предпринимательские отношения. Постепенно нарабатывается административная и судебная практика применения этого законодательства. Всё это превращает административно- правовое регулирование предпринимательства в одну из важнейших и применяемых частей российского административного права и диктует необходимость его глубокого изучения, широкой пропаганды и активного совершенствования.
Административные барьеры, рост преступности, несовершенство законодательства существенно тормозят развитие предпринимательства. На мой взгляд, при эффективном административно правовом регулировании в России еще достаточно велик потенциал развития предпринимательской деятельности как основы современной рыночной экономики.
Выделив основные проблемы в сфере административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а также предложив пути их решения, автор считает, что скорейшее их разрешение позволит выйти на новый виток развития предпринимательства в России и тем самым будет способствовать достижению целей, провозглашенных в Программе социально- экономического развития Российской Федерации, а именно «обеспечению устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижению социального неравенства, дальнейшему утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе».
И последнее. На основе укрепления государственной власти, создания эффективного механизма административно-правового регулирования предпринимательских отношений Россия сможет построить конкурентоспособную, динамично развивающуюся социально-ориентированную экономику и остаться великой нацией, вызывающей уважение и восхищение вкладом в развитие человеческой культуры, неоднократно доказанной способностью с честью выходить из самых суровых испытаний.
Подобные работы
- Акционерные соглашения
- Государственный надзор и контроль в сфере экономики
- Задачи по предпринимательскому праву
- Общие положения о субъектах предпринимательского права
- Понятие корпоративного договора
- Правовое регулирование предупреждения несостоятельности юридических лиц
- Правовые механизмы стимулирования социальной ответственности бизнеса
- Субсидиарная ответственность исполнительных органов юридического лица при банкротстве