Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства……...6
1.1 Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства и источники, регламентирующие их правовое положение в Российской Федерации………………………………………………………………………6
1.2 Понятие, элементы и принципы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства……………………...12
Глава 2 Анализ состояния и пути совершенствования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на современном этапе развития…………………………...18
2.1 Права иностранных граждан при осуществления трудовой деятельности на территории РФ……………………………………………..18
2.2 Обязанности иностранных граждан при осуществления трудовой деятельности на территории РФ……………………………………………..20
2.2 Направления совершенствования механизма правового регулирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………35
Проблема, касающаяся иностранных граждан, существует у всех государств. С началом регулирования отношений между людьми данного общества государство столкнулось с несогласованными отношениями между членами своего общества и «не членами» своего общества.
В настоящее время существует достаточно много нормативных актов, которые в той или иной мере устанавливают и регулируют правовой статус иностранных граждан. Понятие «иностранный гражданин» в каждом государстве звучит по-своему, но везде основным является отсутствие гражданства данного конкретного государства и наличие ограничений прав и обязанностей по сравнению с гражданами.
В юридической сфере правовой статус гражданина рассматривается как одна из важнейших категорий, неразрывно связанная с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.
Административно-правовой статус человека и гражданина представляет собой общность прав и обязанностей личности, складывающихся в процессе его взаимодействия по разнообразным вопросам не только с государственным аппаратом, но и с негосударственными структурами (например, трудовые отношения с предпринимательскими структурами).
В современной России правовой статус человека закреплен не только на конституционном уровне, но и в многочисленных законодательных актах: Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах.
В юридической литературе отдельным аспектам правового положения иностранцев (в том числе в конституционно-правовой сфере) посвящено значительное количество работ как научного, так и учебного характера.
Особую актуальность и значимость приобретает вопрос практической реализации иностранцами прав и обязанностей наравне с гражданами Российской Федерации, выявление и анализ имеющихся в этой сфере проблем и пробелов с целью их последующего решения и восполнения как на законодательном уровне, так и на уровне правоприменения. Актуальность темы определяется обеспечением равенства между людьми и справедливости в отношениях между ними – одной из важнейших проблем для любого государства и гражданского общества.
Объектом данного исследования является совокупность административно-правовых отношений, складывающихся в процессе реализации иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и обязанностей.
Предметом исследования является административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Цель работы – исследовать особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Поставленная цель нашла отражение в необходимости решения ряда задач:
- раскрыть понятие иностранного гражданина и охарактеризовать источники, регламентирующие его правовое положение в Российской Федерации;
- исследовать понятие и элементы административно-правового статуса иностранных граждан;
- проанализировать права и обязанности иностранных граждан при осуществления трудовой деятельности на территории РФ;
- предложить направления совершенствования механизма правового регулирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Особое теоретическое значение для исследования имеют труды авторов, непосредственно занимавшихся разработкой данной темы на современном этапе развития российского законодательства, таких как: Л.В. Андриченко, И.С. Искевич, С.С. Купреев, С.Н. Лебедев, Б.В. Россинский, А.В. Сахаров, С.А. Трыканова, Т.У. Хакимов, Р.В. Амелин, А.И. Быков, Е.А. Ефименко, С.Д. Князев, А.Г. Корчагин, А.Б. Панов, И.В. Потапенкова и др.
В качестве методов исследования использовались общенаучные методы познания и специальные методы, характерные для юридической науки: диалектический, историко-правовой, логической индукции и дедукции, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Нормативную и эмпирическую основу курсовой работы составили законодательство РФ, регламентирующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, материалы судебной практики, работы ученых по выбранной теме исследования.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Правовое положение лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, регулируется Конституцией Российской Федерации, Законом о правовом положении иностранных граждан и рядом других законов.
Нормы современного отечественного законодательства, регулирующие отношения с участием указанной категорией лиц, имеют, как плюсы, так и минусы. Безусловным плюсом является стремление к устойчивому росту экономики, защите национальных интересов России, ее социальному и демографическому развитию.
Наиболее существенными минусами законодательства о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», являются: отсутствие гарантированности прав и свобод, механизма защиты прав и законных интересов, в том числе права на обращение в суд; обилие подзаконных актов, регулирующих данную сферу отношений, при ознакомлении с которыми трудно составить полноценную картину объема прав, свобод и обязанностей, принадлежащих иностранцам; отсутствие единого и полного понятийного аппарата; отсутствие регламентированного порядка участия субъектов Российской Федерации в регулировании правоотношений с участием иностранных граждан; наличие противоречий в нормативных правовых актах; различное применение принципа равенства прав и обязанностей иностранных граждан и граждан РФ при наделении их личными, политическими, социально-экономическими, культурными правами и обязанностями.
По итогу изучения правового положения иностранных граждан, были выделены проблемные моменты действующего законодательства и предложены следующие способы их устранения:
- Считаем законодательным упущением отсутствие правил, позволяющих лицам, трудящимся на основании патента, осуществлять краткосрочные командировочные переезды в различные субъекты РФ, в связи с характером осуществляемых работ. Предлагаем п.16 ст.13.3 Закона № 115-ФЗ дополнить абзацем 6 следующего содержания:
«С учетом особенностей региональных экономических связей и специфики отдельных должностей, работ, услуг и профессий, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином и лицом без гражданства вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент».
- В связи с обнаружением потенциальной коррупционной составляющей нами выносится инициатива исключения из текста пп.4 п.2 ст.13.3 Закона № 115-ФЗ положения, предоставляющего право высшему исполнительному органу субъекта устанавливать перечень медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, либо его корректировки следующим образом:
«Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единые требования к медицинским организациям, уполномоченным на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, необходимого для получения патента».
Подобные работы
- Административная ответственность юридических лиц
- Актуальные правовые проблемы регулирования кредитного договора и пути их решения
- Анализ федерального закона о статусе судей в РФ
- Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции
- Виды гражданских правоотношений
- Вина как условие гражданско-правовой ответственности
- Вопросы уголовной ответственности за экологические преступления
- Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- Групповые и косвенные иски
- Дискуссия о принципах гражданского права