Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы административного принуждения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации 7
1.1. Понятие административного принуждения и особенности его применения в уголовно-исполнительной системе 7
1.2. Правовые основы и классификация мер административного принуждения, применяемых в уголовно-исполнительной системе 15
1.3. Компетенция Федеральной службы исполнения наказаний России по применению мер административного принуждения 23
Глава 2. Меры административного принуждения, применяемые в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и их совершенствование 31
2.1. Меры административного принуждения, не связанные с совершением правонарушения 31
2.2. Меры административного принуждения, применяемые в связи с совершением административного правонарушения 36
2.3. Пути совершенствования правового регулирования применения мер административного принуждения 44
Заключение 50
Библиографический список 54
В гражданском обществе давно установились морально-этические нормы, которые предопределяют поведение человека. Если гражданин нарушает эти правила любым способом, ему грозит ответственность за нарушение общественного порядка.
Меры административного принуждения являются достаточно распространенными мерами понуждения к законопослушному поведению. Реализуя свои задачи, такие меры характеризуются обширным разнообразием, в том числе и разнообразны и нормативные правовые акты, их регламентирующие. Поэтому часто возникают вопросы объективности и необходимости их применения. На основании вышеизложенного следует необходимость изучения мер административного принуждения.
Вопросы применения мер административного принуждения в уголовно-исполнительной системе (УИС) Российской Федерации являются одним из важнейших показателей степени демократизации общества, а само их применение — необходимой мерой для нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан.
Организация деятельности по применению мер административного принуждения в УИС нуждается в совершенствовании. Недостатки в правовом регулировании института административного принуждения в УИС предопределяют наличие определенных организационных проблем в практической деятельности уполномоченных субъектов УИС (например, отсутствие в учреждениях УИС мест для содержания административно-задержанных, недостатки в документальном оформлении процессуальных действий, проблемы с соблюдением принципа территориальности и другие), что в совокупности оказывает негативное влияние на соблюдение прав принуждаемых лиц и на эффективность применения данных мер в установленной сфере общественных отношений.
Таким образом, складывающаяся ситуация свидетельствует о своевременности рассмотрения проблематики административного принуждения в УИС, включая анализ проблем, связанных с практикой реализации мер административного принуждения в деятельности уполномоченных субъектов УИС. Актуальность выбранной темы исследования определяется объективными предпосылками развития правового регулирования и практики применения мер административного принуждения в УИС, а также необходимостью выработки единого логически последовательного научного подхода в вопросах совершенствовании деятельности ФСИН России на современном этапе ее развития.
Проблемы применения мер административного принуждения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации рассматриваются в работах Н.В. Анискиной, Д.А. Гришина, В.А. Поникарова, Ю.В. Помогаловой и др.
Цель работы – исследовать особенности административного принуждения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие административного принуждения и исследовать особенности его применения в уголовно-исполнительной системе;
- исследовать правовые основы и классификация мер административного принуждения, применяемых в уголовно-исполнительной системе;
- проанализировать компетенцию Федеральной службы исполнения наказаний России по применению мер административного принуждения;
- исследовать меры административного принуждения, не связанные с совершением правонарушения;
- охарактеризовать меры административного принуждения, применяемые в связи с совершением административного правонарушения;
- разработать пути совершенствования правового регулирования применения мер административного принуждения.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере применения мер административного принуждения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере применения мер административного принуждения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Методы исследования включают принципы системного подхода к анализу правовых аспектов применения мер административного принуждения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также метод индукции и дедукции, метод сравнений и аналогий, метод системного анализа, метод обобщений и др.
Новизна исследования заключается в содержании предложений правового характера, направленных на совершенствование законодательства, регламентирующего применение мер административного принуждения, и правоприменительной деятельности в установленной сфере общественных отношений.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности ФСИН, а также в совершенствовании правового регулирования применения мер административного принуждения.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленным целям и задачам. Она включает введение, две главы с шестью параграфами, заключение и библиографический список. Первая глава посвящена теоретико-правовым основам административного принуждения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. В ней раскрывается понятие административного принуждения и исследовать особенности его применения в уголовно-исполнительной системе; исследуются правовые основы и классификация мер административного принуждения, применяемых в уголовно-исполнительной системе; проанализирована компетенцию Федеральной службы исполнения наказаний России по применению мер административного принуждения. Вторая глава освещает меры административного принуждения, применяемые в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и их совершенствование. Исследованы меры административного принуждения, не связанные с совершением правонарушения и применяемые в связи с совершением административного правонарушения, а также предлагаются пути совершенствования правового регулирования применения мер административного принуждения.
Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации представляет собой совокупность юридических мер, установленных нормами административного и административно-процессуального права, влекущих за собой правовые ограничения, лишения и обременения, применяемых уполномоченными на это должностными лицами УИС в установленных процессуальных формах и порядке к физическим и юридическим лицам в целях обеспечения пенитенциарной безопасности, законности и правопорядка в учреждениях и органах УИС, на прилегающих к ним режимных территориях, а также иных территориях в предусмотренных законом случаях.
Институт административного принуждения в УИС отличается определенно низким уровнем систематизации нормативного правового материала, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения, возникающие в ходе реализации мер административного принуждения. В силу специфики рассматриваемой сферы общественных отношений отдельные аспекты применения мер административного принуждения урегулированы ведомственными нормативными актами. Но необходимо разработать и издать приказ Минюста России, утверждающий Инструкцию о порядке применения мер административного принуждения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Критериями двухуровневой классификации мер административного принуждения в УИС являются основания и предметно-целевое назначение их применения. На первом уровне в качестве классификационного критерия выступают основания применения мер административного принуждения в УИС, позволяющие осуществить их первичное разделение на две группы: меры, не связанные с совершением административного правонарушения (административно-предупредительные меры); меры, применяемые в связи с совершением административного правонарушения или иного деликта (административно-пресекательные меры, меры административно-процессуального обеспечения, меры ответственности). Второй уровень классификационной модели представлен конкретными мерами административного принуждения, которые в зависимости от предметно-целевого назначения их применения в УИС включаются в состав одной из групп первичной классификации.
Наделение ФСИН России определенной компетенцией применять административное принуждение в целях обеспечения пенитенциарной безопасности представляется возможным благодаря распределению полномочий (прав и обязанностей) между входящими в ее структуру специально уполномоченными структурными подразделениями, органами и учреждениями, исполняющими наказания, следственными изоляторами, а также сотрудниками УИС. Одной из ключевых особенностей реализации мер административного принуждения в УИС является соблюдение законодательно установленных территориальных ограничений. В целях повышения эффективности применения мер административного принуждения в практической деятельности сотрудников УИС абз. 2 ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 необходимо дополнить формулировкой: «по маршрутам конвоирования при исполнении обязанностей по конвоированию и на иных территориях в случаях, установленных настоящим Законом».
Меры административного принуждения, не связанные с совершением правонарушения, осуществляемые в уголовно-исполнительной системе являются совокупностью юридически закрепленных способов и средств, применяемых в целях предупреждения правонарушений, а также предотвращения наступления обстоятельств, угрожающих безопасности личности или порядку управления в деятельности учреждений и органов ФСИН России. К ним можно отнести: обеспечение порядка проведения свиданий осужденных с родственниками и иными лицами; контроль за ведением осужденными телефонных разговоров в случае необходимости; досмотр, проверка и выдача посылок, передач и бандеролей, поступающих в адрес осужденных, а также досмотр и проверка посылок и бандеролей, отправляемых осужденными; контроль за соблюдением персоналом и лицами, посещающими учреждения, установленного порядка взаимоотношений с осужденными; проведение в необходимых случаях досмотра вещей и одежды этих лиц при входе на объекты учреждения и выходе из них; вынесение должностными лицами ФСИН России представлений физическим лицам и организациям в случае необходимости принятия мер по устранению причин и условий совершения ими административных правонарушений; меры административного принуждения, направленные на обеспечение безопасности и правопорядка на территории, прилегающей к учреждению, исполняющему наказания, и следственному изолятору.
Административно-пресекательные меры в УИС представляют собой совокупность административно-правовых приемов, способов и средств оперативного воздействия уполномоченных субъектов УИС на правонарушителя, благодаря применению которых обеспечивается прекращение административного правонарушения или и иного противоправного деяния непосредственно в момент его совершения, происходит устранение реально и потенциально существующих угроз для пенитенциарной безопасности, обеспечивается поддержание общественного порядка и общественной безопасность в сфере исполнения уголовных наказаний. Административно-пресекательные меры принуждения носят универсальных характер, их применение позволяет пресечь совершение не только административных правонарушений, но и уголовных преступлений.
Меры административного пресечения в деятельности УИС делаться на два вида: общие (обычные) и специальные (особые). Меры административно-процессуального обеспечения в УИС представляют собой совокупность основных приемов, способов и средств административного принуждения, совершаемых в рамках реализации административно-юрисдикционных полномочий уполномоченными субъектами УИС, в целях создания необходимых условий и предпосылок для пресечения правонарушения, сбора и закрепления доказательств по конкретному делу об административном правонарушении, привлечения виновных лиц административной ответственности, а также исполнения принятого по делу решения.
В УИС применяются следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов. Решение об их применении и сам факт применения данных мер принуждения должен фиксироваться в соответствующих процессуальных документах.
Решение обозначенных в работе проблем представляется крайне важным, поскольку от эффективности применения административно-предупредительных мер в деятельности УИС зависит общий уровень пенитенциарной безопасности. Надлежащая организация в УИС мер административно-предупредительной направленности должна способствовать стимуляции правомерного поведения граждан в установленной сфере общественных отношений посредством повышения их правовой культуры и уровня правовых знаний.
В целях совершенствования правового регулирования и повышения эффективности применения мер административного принуждения в деятельности УИС были сформулированы предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие институт административного принуждения в сфере исполнения уголовных наказаний.
Перспективы дальнейших исследований видятся в изучении и возможной адаптации зарубежного опыта административного принуждения в уголовно-исполнительной системе.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования
- Анализ проблем в практике защиты прав кредиторов при наследовании