Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
Работа не полная. Только введение и первая глава.
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы проблемы активизации творческой самореализации учащихся 5
1.1 Творческая самореализация обучающихся техникума как психолого-педагогическая проблема 5
1.2 Сущность, особенности и структура исследовательской деятельности обучающихся техникума как средства активизации творческой самореализации 20
1.3 Педагогические условия активизации творческой самореализации посредством исследовательской деятельности 29
Актуальность исследования обуславливается тем, что современная система образования ставит в центр внимания воспитание человека, обладающего творческой активностью, вариативным мышлением, развитым стремлением к созиданию, ориентированного на высшие формы самореализации (Е.П. Белозерцев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, И.А. Колесникова и др.). В этой связи возникает необходимость поиска путей содействия максимальному раскрытию сущностных личностных качеств человека на основе учета его индивидуальности. От того, насколько в процессе обучения студент сумеет раскрыть свои способности, ощутить свою значимость, осознать, что он может выступать строителем собственной жизни, будет зависеть его интеллектуальная культура. Иными словами, практическое воплощение современных тенденций развития системы образования самым непосредственным образом связано с идеей творческой самореализации обучающихся.
Это возможно тогда, когда при получении образования в техникуме осуществляется не только подготовка к будущей профессиональной деятельности, но и предоставляется возможность для продуктивной творческой работы в студенческой жизни как таковой. Поскольку, опыт творческой самореализации этого периода времени задает траекторию будущих профессиональных и личностных проявлений обучающихся.
Проблема самореализации личности частично отражена в психологических исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.C. Выготского, В.К. Зарецкого, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. Изучению различных аспектов феномена самореализации личности посвящены работы зарубежных ученых А. Адлера, А. Маслоу, Г. Олпорта, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга и др.
Ряд отечественных исследований связан с изучением самореализации личности как явлением, интегрирующим индивидуальное, социальное и культурное начало в жизни человека: Л. И. Антропова, В.А. Афанасьев, Т.А. Ветошкина, О.С. Газман, Л.H. Коган, Н.И. Шаталова и др. Процесс активизации творческой самореализации и самоопределения учащихся в познавательной деятельности рассматривали следующие авторы: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, С.А. Иванушкина, Н.С. Пряжников и другие.
Большинство из них считают самореализацию основным компонентом, составляющим личностное самоопределение человека, который самостоятельно выбирает область приложения своих сил и возможностей. Особое место занимают работы В.И. Андреева, Р.А. Гильмана, М.С. Глазмана, В. В. Коробкова, A.M. Матюшкина, А.Я. Пономарева, М.В. Соколова и др. по исследованию отдельных сторон творческого процесса и творческого саморазвития.
Однако следует отметить, что в отечественной педагогике нет специальных работ, исследующих проблему активизации творческой самореализации в исследовательской деятельности. Внимание ученых направлено на изучение лишь отдельных ее аспектов (И.В. Алексеев, О.С. Базылев, Р.В. Ворович, С.С. Гиль, JI.H. Дроздикова, Ю.И. Мишуковская, И.М.Морозова, Г.К. Селевко, Н.В. Тимофеева и др.). Недостаточная теоретическая изученность приводит к отсутствию гибкой методики процесса активизации творческой самореализации обучающегося, посредством исследовательской деятельности.
С точки зрения современной педагогической науки, обучение должно быть ориентировано на творческую самореализацию личности. Это требование вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием, движущей силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований человека.
Между тем система обучения в техникуме направлена, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, а не на подготовку молодых людей к предстоящей жизни, к будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, имеет место противоречие, состоящее в том, что обучение рассматривают как подготовку к профессиональной творческой самореализации, а не как осуществление этой самореализации уже в стенах техникума.
На основании этого противоречия формируется проблема исследования: создание условий для активизации творческой самореализации обучающихся техникума посредствам исследовательской деятельности.
Выявленные противоречие и проблема исследования обусловили выбор темы: Активизация творческой самореализации посредствам исследовательской деятельности.
Объект исследования – учебная деятельность студентов средне - специальных учебных заведений.
Предметом исследования является активизация творческой самореализации у студентов техникума посредством исследовательской деятельности.
Цель нашего исследования – выявить и обосновать пути стимулирования творческой самореализации обучающихся посредством исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: исследовательская деятельность обеспечит активизацию творческой самореализации обучающихся техникума, если:
- будет происходить формирование мотивации творчества;
- формируется информационная компетентность обучающихся;
- будет осуществляться с непосредственным развитием формальных приемов творческого мышления и отдельных способностей, обслуживающих исследовательскую деятельность.
Исследование предполагает решение следующих задач:
- Уточнить понятие, содержание и структуру творческой самореализации обучающихся техникума в процессе обучения.
- Выявить особенности и возможности исследовательской деятельности обучающихся техникума.
- Выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность условий активизации творческой самореализации обучающихся в процессе исследовательской деятельности.
Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике преподавателей средне-специальных учебных заведений.
Нет
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
- Влияние предметно-пространственной среды на развитие изобразительной деятельности детей 4 года жизни