Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Бюджет муниципального образования
Введение 7
- Муниципальный бюджет как финансовая основа местного самоуправления 11
1.1. Местный бюджет: ретроспектива теории и практики формирования 11
1.2. Место и роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе РФ 20
1.3. Зарубежный опыт формирования бюджета муниципального образования 29
- Правовое регулирование бюджетов муниципальных образований 36
2.1. Нормативно-правовая база формирования и исполнения бюджета муниципального образования 36
2.2. Доходная и расходная части местного бюджета 41
2.3. Бюджетный процесс в муниципальном образовании 53
- Правовые проблемы формирования и исполнения муниципального бюджета и пути их решения 64
3.1. Проблемы формирования и исполнения муниципального бюджета и пути их решения 64
3.2. Перспективные направления формирования и исполнения муниципального бюджета 75
Заключение 81
Список использованной литературы 86
Российская Федерация является федеративным государством, и, поэтому его бюджетная система состоит из трёх уровней: федерального, регионального и местного. Федеральный уровень включает в себя региональные уровни, которые в свою очередь состоят из местных уровней, а бюджеты местных определяют региональный бюджет, а в конечном счете – и весь бюджет России.
К сожалению, несмотря на это, в некоторых местных бюджетах государственные финансы аккумулируются меньше всего. Причина этого заключается в том, что большая часть налогов, уплачиваемых населением государству, поступает в федеральный и региональный бюджеты, а также в том, что муниципалитеты во многом зависят от субсидий и субвенций бюджетов других уровней, которые имеют небольшой объем собственных финансовых ресурсов. Это отражается не только на доходах этих муниципалитетов, но и на уровне жизни населения - снижение заработной платы, доходов предприятий и др., что в свою очередь приводит к обратному снижению доходов самого муниципалитета, что связано со снижением налоговых поступлений в его бюджет.
Однако муниципалитет, который имеет собственную доходную базу и не субсидируется, находится в лучшем положении по сравнению с остальными, наиболее зависимыми от межправительственных трансфертов местных бюджетов. Ограниченность собственных доходных источников, низкая рентабельность объектов муниципальной собственности, и высокая межбюджетная зависимость препятствуют развитию местного сообщества и повышению качества жизни населения. Одной из основных целей муниципального управления является эффективное применение ресурсов территорий, и их трансформация в блага для населения. Основные направления экономической политики на муниципальном уровне при этом состоят в правильном управлении имущества муниципального уровня и местными финансами, основополагающим элементом которых является муниципальный бюджет. Финансовая устойчивость местного бюджета является одной из основных характеристик его финансового состояния.
Устойчивость местного бюджета определяется рядом факторов формирования и реализации его доходной части. Это такие факторы, как факты и причины, определяющие и воздействующие на формирование доходной части бюджета, элементы которых определяют характер устойчивости этого процесса. Формирование финансово состоятельных муниципальных образований возможно при наличии финансовых ресурсов, достаточных для выполнения закрепленных за местным уровнем власти обязательств, при повышении эффективности деятельности органов местного самоуправления и безусловном соблюдении финансовой дисциплины на местах.
Необходимость своевременного выявления и предупреждения финансовых и правовых проблем на местах определяет актуальность исследуемой темы и предполагает потребность в проведении постоянной работы по обеспечению запланированных бюджетом поступлений.
Цель работы – исследование экономико-правового механизма формирования и исполнения бюджета муниципального образования на примере бюджета МО Ростов-на-Дону.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать ретроспективу теории и практики формирования местного бюджета;
- определить место и роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе РФ;
- обобщить зарубежный опыт формирования бюджета муниципального образования;
- проанализировать нормативно-правовую базу формирования и исполнения бюджета муниципального образования;
- охарактеризовать доходную и расходную части местного бюджета;
- исследовать бюджетный процесс в муниципальном образовании;
- определить актуальные проблемы формирования и исполнения муниципального бюджета и наметить пути их решения;
- выявить перспективные направления формирования и исполнения муниципального бюджета.
Объектом исследования является совокупность экономико-правовых отношений, возникающих в процессе формирования и использования средств бюджета муниципального образования.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в ходе формирования и исполнения бюджета муниципального образования.
В зависимости от задач, применялись следующие методы исследования: методы теоретического уровня (изучение экономической и управленческой литературы, нормативно-правовых актов по проблемам исследования, теоретический анализ); методы математической статистики (количественный и качественный анализ данных). Важное место в изучении содержания конституционно-правовых основ бюджетной деятельности муниципальных образований в Российской Федерации занимает системный анализ. Кроме того, широко использованы такие общенаучные и частно-научные методы, как диалектический метод, методы восхождения от общего к частному, метод сравнительно-правового исследования, структурно-функциональный метод, фрагментарный историко-правовой анализ. Использование указанных методов позволило всесторонне и глубоко исследовать правовую природу бюджетной деятельности муниципальных образований в современных условиях, определить пути дальнейшего совершенствования их правового регулирования.
При написании работы в качестве теоретической базы были использованы труды ученых, занимающихся изучением местного бюджета: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, А.М. Баженов, Е.Ю. Бархатова, Г.В. Барабашева. В.И. Васильева, Б.П. Елисеева, Н.А. Емельянова, С.Э. Жилинского. М.А. Краснова, К.Ф. Шеремета, Е.С. Шугриной, А.И. Экимова и иных авторов.
Также при написании были задействованы и использованы законодательство и нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Администрации города Ростова-на-Дону, Решения Ростовской-на-Дону городской Думы, Постановления мэра г. Ростова-на-Дону и др.
Эмпирическую базу исследования составляют Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные судебной и иной правоприменительной практики, статистики.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 52 источников, из них 3 источника на иностранном языке.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, практические рекомендации диссертационной работы излагались автором на студенческих конференциях.
В первой главе магистерской диссертации исследован муниципальный бюджет как финансовая основа местного самоуправления.
Выявлено, что основы местного бюджета развивались, изменялись и совершенствовались на протяжение длительного периода времени. Так, начиная со второй половины 1920-х гг. резко начинает проявляться приоритет перераспределения средств из государственного бюджета в местные. Результатом реформы 1930 г. стало коренное изменение распределения доходных источников между государственными и местными бюджетами – количество местных налогов существенно сократилось, основной объем налоговых потоков был направлен в сферу доходов государственного бюджета. Включение в 1938 г. местных бюджетов, наряду с республиканскими, в единую структуру государственного бюджета завершило процесс формирования механизма, обеспечивающего жесткий уровень зависимости местных бюджетов от вышестоящего административного звена. С начала 1950-х годов и вплоть до 1980-х годов в составе доходов местных бюджетов устойчивое положение также занимали отчисления от государственных доходов и налогов, а также различного рода дотации. Наиболее серьезные поправки были внесены в 2003-2005 гг., существенно изменившие саму структуру системы местного самоуправления, а также скорректировавшие порядок формирования доходов. Также менялись и взгляды ученых на определение местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ.
С развитием института местного саморегулирования преобразуется значение и роль муниципальных бюджетов. При этом с учетом того факта, что существенная доля социально-экономических расходов производится из бюджетов данного уровня, местные бюджеты могут выполнять роль экономического регулятора для содействия формированию оптимальных пропорций общественного производства в территориальном масштабе, стимула для развития и реструктуризации экономики, увеличения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, оживления предпринимательства. В этой связи необходимо улучшить и укрепить финансовую базу местных органов власти, основанную на категории местных бюджетов. Пути укрепления можно адаптировать на основе обобщения зарубежного опыта формирования бюджета муниципального образования.
Опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что практика составления местного бюджета стала дополняться планированием бюджета на многолетнюю перспективу. Потребность в многолетнем бюджетном планировании связана с необходимостью учета в финансовом планировании долгосрочных эффектов от принимаемых сегодня решений в области налогообложения, учета влияния на потребности в финансировании долгосрочных внешних факторов, а также возможности осуществлять целенаправленную бюджетную политику. Зарубежный опыт бюджетного планирования может применяться и в России с учетом особенностей развития страны, что позволит эффективно решать приоритетные государственные задачи.
Во второй главе магистерской диссертации исследовано правовое регулирование бюджетов муниципальных образований.
Нормативно-правовая база формирования и исполнения бюджета муниципального образования включает в себя как нормативные акты федерального уровня, так и разработанные на их основе документы регионального и муниципального уровней. Из нормативных актов федерального уровня стоит отметить: Конституцию Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Формирование стабильной доходной базы местных бюджетов остается важнейшим направлением развития местного самоуправления. Сегодня же практически все муниципалитеты оказались лишены права самостоятельно устанавливать оплату труда депутатам и муниципальным служащим, вводить дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан и решать другие вопросы, решение которых допускается только за счет собственных доходов, так как объем финансовой помощи составляет около 60% от доходов местных бюджетов. Муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников: государственных средств, собственных средств муниципального образования, заемных средств или муниципального кредита.
Бюджетный процесс в муниципальном образовании играет важную роль, так как бюджетная система страны основана на экономическом принципе взаимосвязи бюджетов различных уровней и от эффективности муниципального бюджетного управления в немалой степени зависит и эффективность бюджетного управления на государственном уровне. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании объединяет следующие обязательные стадии: подготовку исходной информации для разработки проекта бюджета, в том числе планирование социально-экономического развития соответствующей муниципальной территории в целом и конкретных целевых программ в частности, перечня необходимых расходов, обеспечивающих эффективное решение вопросов местного значения, источников финансирования местных расходов и др.; разработку и составление бюджетного проекта муниципалитета; рассмотрение муниципального бюджетного проекта представительным органом муниципального образования; утверждение муниципального бюджетного проекта представительного органа муниципального образования; исполнение утвержденного представительным органом муниципалитета муниципального бюджетного проекта исполнительным органом и другими участниками бюджетного процесса; рассмотрение и утверждение представительным органом муниципалитета отчетности относительно исполнения бюджета муниципального образования.
В третьей главе магистерской диссертации выявлены правовые проблемы формирования и исполнения муниципального бюджета и предложены пути их решения.
Ключевыми проблемами формирования и исполнения муниципального бюджета являются недостаток собственных источников доходов, а также существенное сокращение поступающих межбюджетных трансфертов. В совокупности это обуславливает недовыполнение плана по ассигнованиям важных сфер жизни муниципального образования. В сложившихся условиях обеспечение финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований может быть обеспечено путем установления таких приоритетных направлений: сокращение зависимости от регулируемых источников доходов бюджетов. Сюда можно отнести как работу по увеличению налогооблагаемой базы местных налогов, так и оптимизацию управления налоговыми льготами; повышение качества управления средствами бюджета муниципального образования. В данную категорию можно отнести пересмотр работы по планированию показателей бюджета и оптимизацию расходных статей бюджета.
В условиях развития финансовых взаимоотношений в России между органами власти всех уровней необходимo создать условия для эффективной реализации требований нового бюджетного законодательства, обеспечить методологическую и финансовую поддержку новой системы разграничения полномочий в целях укрепления самостоятельности бюджетов и финансовой устойчивости муниципальных образований как базисa всей бюджетнофинансовой системы страны. На уровне муниципалитетов происходит весь процесс создания материального богатства страны, поскольку любые производственные, социальные и прочие организации расположены на территории муниципалитета, и местные органы власти должны создавать все инфраструктурные условия для функционирования этих организаций, независимо от того, какому уровню власти они относятся. Наличие соответствующих условий для функционирования организаций, способствует налаживанию эффективной производственной деятельности этих организаций и созданию широкой налоговой базы, что станет причиной самостоятельного обеспечения местного бюджета достаточными собственными доходами. А чтобы обеспечить бюджет собственными доходами, нужно реализовать принцип достаточности денежных средств для формирования местных бюджетов, а далее вышестоящих государственных бюджетов. В ином случае российская бюджетная система всегда останется дефицитной.
Таким образом, для эффективного исполнения бюджетов муниципальных образований необходимо комплексное решение стоящих проблем, в том числе на законодательном уровне, что определяет перспективу дальнейших исследований.