Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Девиантное поведение детей младшего школьного возраста в условиях детского дома
Введение 3
1. Теоретические аспекты девиантного поведения детей младшего школьного возраста в условиях детского дома 5
1.1. Понятие «девиантное поведение» 5
1.2 Особенности девиантного поведения в младшем школьном возрасте 10
2. Эмпирическое исследование девиантного поведения младших школьников в условиях детского дома 19
2.1. Организация и анализ результатов исследования 19
2.2. Рекомендации по коррекции и профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста в условиях детского дома 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 31
В последнее время в России заметно увеличился рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющимся поведением в младшем школьном возрасте.
Большую озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности.
Дети, воспитывающиеся вне семьи, по своему психическому и физическому развитию, как правило, отстают от своих сверстников, растущих в семье. Воспитанники специализированных учреждений более конфликтны, не уверены в себе, у них чаще встречаются отклонения в поведении. Построение реабилитационной работы и выбор эффективных средств помощи таким детям, повышающих возможности их обучения и воспитания, должен быть основан на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможность адаптации ребенка в конкретных условиях его жизнедеятельности.
Проблема предупреждения и преодоления отклонений в поведении детей привлекала внимание классиков педагогики Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. В современной психологической и педагогической литературе этой проблеме посвящены труды М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, А.Е. Личко, Л.И. Маленковой, Г.П. Медведева, Г.М. Миньковского, Л.И. Островского, И.В. Павлова, М. Раттер, Л.Ю. Сироткина, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и т.д.
Исследования, посвященные изучению трудновоспитуемости младших школьников, проведены С.Д. Арзуманяном, О.С. Богдановой, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, А.А. Рояк, Е.А. Сарафьян, И.П. Трушиной и др.
Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемой подростковой девиантности и её профилактики можно назвать таких ученых, как: М. Вебер, Р. Джонсон, Э. Дюргейм, Г. Кэплан, Р. Мертон, В. Франкл. Из более поздних -А. Бандура, Б. П. Буунк, Т. Шибутини и другие.
Однако, существует значительное противоречие между стоящей перед детским домом задачей по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников и недостаточной разработанностью научно-обоснованных условий её решения.
Объектом исследования являются девиантные младшие школьники, воспитывающиеся в условиях детского дома.
Предмет исследования – способы коррекционно-развивающей работы с девиантными детьми в условиях детского дома.
Целью работы является исследование кроме того девиантного поведения детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Для достижения указанной цели в работе ставятся и решаются следующие основные задачи:
- раскрыть теоретические аспекты девиантного поведения детей младшего школьного возраста в условиях детского дома;
- провести эмпирическое исследование девиантного поведения младших школьников в условиях детского дома;
- разработать рекомендации по коррекции и профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ научной литературы, документов, педагогического опыта; наблюдение; анкетирование, тестирование, изучение результатов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент; систематизация и качественный анализ экспериментальных данных, их графическая интерпретация.
Выбор темы исследовательской работы обусловлен актуальностью данной проблемы на современном этапе развития нашего общества. кроме того Младший школьный возраст - один из значимых этапов в становлении личности человека.
На основании анализа научной литературы работы были раскрыты кроме того понятия девиантного поведения, профилактика, формы девиантного поведения младших школьников, причины и факторы, способствующие формированию отклоняющегося поведения младших школьников. Так же обозначены особенности девиантного поведения младшего школьника.
Обобщив личностные и поведенческие особенности девиантного поведения детей младшего школьного возраста, можно утверждать, что у таких детей, как правило, отмечаются: повышенная внушаемость и впечатлительность, беспечность, подчиненность во взаимодействии, неумение и нежелание действовать по социальным правилам и нормам, неустойчивость социальных контактов.
Под профилактикой девиантного поведения понимается использование совокупных мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании. Профилактику делят на первичную, вторичную и третичную. Различают также общую, специальную профилактику. Особую роль в реализации мероприятий по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении отводится педагогам начальных классов.
Мы провели диагностическую работу по выявлению девиантных младших школьников в условиях детского дома г. Москвы.
Выявлено, что для детей, участвовавших в диагностике, характерно следующее: социальная дезадаптация; низкий уровень самооценки; высокий уровень тревожности; большинство детей относятся к группе «отверженных». Все эти неблагоприятные факторы, безусловно, ведут к возникновению девиантного поведения.
Также из проведенного диагностического исследования видно, что дети младшего школьного возраста имеют разнообразные признаки девиантного (отклоняющегося) поведения, что выражается: в повышении агрессии, ведущей к всплескам ненависти, вражде между детьми и взрослыми; в незнании элементарных норм поведения в обществе; в негативном психическом состоянии, что может приводить к замкнутости ребенка, потери доверия с его стороны и т.д.; в повышенной тревожности; в высоком уровне компьютерной зависимости, что ведет к «отрыву» от реальности, нарушению психики.
Основными направлениями работы с девиантным поведением у младших школьников являются: диагностика девиантного поведения и его признаков, профилактические мероприятия и коррекция отклоняющегося поведения. Для эффективной деятельности детского дома по коррекции девиантного поведения младших школьников осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов.
Для профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста была разработана программа из нескольких занятий.
Цель данной программы состоит в оказании практической помощи детям в борьбе с признаками девиантного поведения: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов младшего школьника со сверстниками, развитие приоритета живого общения (без компьютера).
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста