Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Дидактическая игра, как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Введение 3
1. Общая характеристика дидактической игры, как средства развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Характеристика памяти, как познавательного психического процесса 6
1.2 Характеристика дидактической игры 8
1.3 Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 18
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Сегодня в центре внимания многих исследователей во всём мире находится проблема развития памяти детей дошкольного возраста. Этот интерес не случаен, так как дошкольный период жизни – наиболее эффективный для интенсивного развития. В период дошкольного детства происходит закладка фундамента здоровья ребёнка: физического, психического и нравственного. Его будущее во многом зависит от того, как и в каких условиях будет протекать дошкольное детство.
В последнее время в исследованиях психологов, педагогов и физиологов выявляются изменения в различных сферах психики детей (мотивационной, когнитивной, эмоциональной), отмечаются изменения в развитии всех познавательных процессов, в том числе и памяти.
Особенно большие требования к памяти ребёнка, предъявляет школьная программа обучения, так как в школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы обучения. Целенаправленное и систематическое овладение навыками и знаниями, которые предусмотрены школьной программой, предполагает высокий уровень развития памяти у детей. Всё более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс.
Учитывая данные изменения в школьной программе, большое внимание необходимо уделять организации обучения и воспитания дошкольников. Оно должно быть направлено на формирование и развитие физического, психического и нравственного здоровья. Чем успешнее протекает процесс формирования и развития, тем положительнее это влияет на дальнейшее воспитание и образование ребёнка.
Так как, дошкольный возраст, это сенситивный период для развития памяти, необходимым является поиск и грамотный подбор наиболее эффективных методов и методик для формирования и развития памяти дошкольника, которые так необходимы для успешного обучения в школе.
Развитие памяти, как и других познавательных процессов, у детей дошкольного возраста осуществляется в процессе воспитания и обучения. Одна из главных форм обучения – игра.
Игра – это ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, который создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития дошкольника, поскольку ребёнок сам стремится в процессе игры научиться тому, что ещё не умеет. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, себя самого и своё место в этом мире. Он накапливает знания, развивает мышление, воображение, внимание, память. Игры придают умственной деятельности увлекательный и занимательный характер. В процессе игры ребёнок может решать те задачи, которые в других условиях кажутся ему не выполнимы. Поэтому регулярные включения игр и упражнений в обучение и свободную деятельность детей дошкольного возраста, позволяют добиваться хороших результатов в развитии памяти дошкольников. В психологической науке накоплено огромное количество техник и приёмов на формирование и развитие памяти у детей дошкольного возраста.
Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на достаточную теоретическую разработку, развивающие программы дошкольников посредством игровых технологий должны постоянно обновляться, т.к. развитие детей (возрастные границы, темп, содержание и особенности развития) так же относительно изменчивы.
Объект: процесс развития памяти у детей дошкольников
Предмет: дидактическая игра, как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: раскрыть значение дидактической игры для развития памяти у детей дошкольного возраста (старшая группа).
Гипотеза исследования – старшие дошкольники, участвовавшие в развивающих дидактических играх и упражнениях, продемонстрируют статистически значимо более высокий уровень развития свойств памяти, по сравнению со старшими дошкольниками, не участвовавшими в развивающих мероприятиях.
Задачи работы:
- проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме;
- раскрыть сущность и содержание процесса развития памяти у детей дошкольного возраста;
- определить влияние дидактической игры на развитие памяти старшего дошкольного возраста.
Исследуемая тема широко освещена в научной и учебной литературе. В частности проблема исследования освещалась такими учеными как: Акаемова Ю.А., Акулова Е.Ф., Бозиева С.К., Веракса А.Н., Гаган С.Г., Галкина И.А., Гордеева О.А., Дорощук С.В., Ефремова К.О., Земцова О.Н., Кудрина Л. В., Репина З.А. и др.
Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста на сегодняшний день приобрела особую актуальность в связи, с изменившимися требованиями, которые предъявляет школьная программа обучения. Целенаправленное и систематическое овладение детьми навыками и знаниями, которые предусмотрены школьной программой, предполагает высокий уровень развития психических процессов, в том числе и памяти. Всё более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс.
Дошкольный период жизни – является наиболее эффективным для интенсивного развития ребёнка. В период дошкольного детства происходит закладка фундамента здоровья ребёнка: физического, психического и нравственного, а будущее его во многом зависит от того, как и в каких условиях будет протекать дошкольное детство, какие формы, методы и приёмы для развития памяти будут использованы в работе с детьми.
Накопленные знания по этому вопросу в области науки, позволяют достаточно эффективно развивать память детей ещё в дошкольном возрасте, выбирая наиболее подходящие и действенные методы и формы. А так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и наиболее интересной организацией жизни детей, то использование дидактических игр на занятиях и в режимных моментах, является отличным методом обучения и развития памяти дошкольников.
Изучив взгляды разных учёных о дидактической игре, мы можем сделать вывод, что все они сходятся во мнении о том, что дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное психолого-педагогическое явление: она является и игровым методом, и формой обучения детей, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка, и фактором интеллектуального развития, а также помогает в подготовке детей к школьному обучению.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста