Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Введение 3
1. Теоретические основы формирования цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Теоретические основы использования дидактической игры и её влияние на развитие цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста 11
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста. 16
2.1. Анализ уровня и условий развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста 16
2.2. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 29
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложения 44
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие цветовосприятия создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что цветовосприятие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Цветовосприятие, с одной стороны, составляет фундамент познавательного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме.
Развитие цветовосприятия происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра), которая не только создает благоприятные условия для развития цветовосприятия, но вызывает потребность в овладении цветом.
Одним из наиболее эффективных средств развития цветовосприятия является игра, в том числе дидактическая. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В отличие от воспитательной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся, играя. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач придает игре целенаправленный, характер.
Методика развития цветовосприятия посредством дидактической игры рассматриваются в работах Е.И. Тихеевой, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокиной, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.
Таким образом, проблема использования дидактической игры как средства цветовосприятия является актуальной. Это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Цель исследования: проанализировать особенности формирования цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия использования дидактических игр как средства развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- раскрыть психолого-педагогические аспекты развития представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста;
- проанализировать теоретические основы использования дидактической игры и её влияние на развитие цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста;
- провести анализ уровня и условий развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста;
- разработать методические рекомендации для воспитателей по развитию цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Методологической основой исследования составляют труды педагогов, которые изучали проблемы использования дидактических игр по развитию цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста: Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Подъякова, К.Д. Ушинского и др. Исследования в области развития сенсорных способностей: Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, М. Монтессори, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель и др.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; публикаций по данной проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий); беседа; наблюдение; количественный и качественный анализ; анализ и обобщение полученных данных.
База исследования: МДОУ детский сад № 77 «Земляничка». В эксперименте участвовало 20 детей, возрастом от 3-х до 4-х лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании проведенной опытно-экспериментальной работы, предлагается разработка тематического плана дидактических игр для развития цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста.
Структура и объем работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 47 страницах.
Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Цветовосприятие помогает развитию психических процессов, зрительную память. Если не развивать восприятие цвета во время взросления детей, то оно остается шаблонным так же, как и отношение к цвету. Ведь цвет занимает важное место в жизни человека. В младшем дошкольном возрасте складываются предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств предметов, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали.
Дидактические игры, признанные исследователями, педагогами и психологами эффективным средством формирования цветовосприятия дошкольников, имеют огромное значение для развития цветовосприятия детей. Они позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребёнка; позволяют в доступной и интересной формеразвивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.
Мы организовали опытно-экспериментальную работу по развитию цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа: констатирующий и формирующий. База нашего исследования МДОУ детский сад № 77 «Земляничка». В эксперименте участвовало 20 детей, возрастом от 3-х до 4-х лет.
Основываясь на результаты диагностики, показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний.
Исходя из результатов анкетирования воспитателей выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента развивающая предметно-пространственная среда находится на критическом уровне. Следовательно, мы должны обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе разными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных представлений.
Таким образом, результаты исследования на констатирующем этапе показали, что необходимо реализовать организационно-педагогические условия для повышения эффективности развития цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста: подобрать комплекс дидактических игр, соответствующих по цели развитию цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста, с постепенным переходом от простого к сложному; обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных представлений.
Целью второго этапа (формирующего) была целенаправленная работа по развитию цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. При реализации первого условия, повышения уровня развития цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста, мы провели следующую работу. Нами был составлен тематический план дидактических игр-занятий по развитию цветовосприятия, в который вошли игры, рекомендованные Л.А. Венгером для детей младшей группы, а так же игры, рекомендованные Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Янушко, Г.А. Широковой. Также нами были разработаны авторские дидактические игры по развитию цветовосприятия, которые мы использовали в течение всего дня в разных видах детской деятельности, проведение игр осуществлялось по тематическому плану.
При реализации второго условия - обогащения развивающей предметно-пространственной среды в группе разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных представлений, нами была проведена следующая работа. Мы оформили группу так, чтобы детей, которые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Предложили им яркие, красочные, заводные, мягкие, любимые игрушки детей, которые поселились на разноцветных полках. Также нами были оформлены стенды: «Что бывает такого цвета?» (желтый, синий, красный, зеленый). На одном изображены все предметы синего цвета, на другом красного и т.д. и поместили их в игровых павильонах на участках. При построении развивающей предметно-пространственной среды мы включили автодидактический материал М. Монтессори, направленный на развитие цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста. Мы привлекли родителей к процессу обновления развивающей предметно-пространственной среды. Один из родителей сделал бизиборд (развивающую доску Монтессори).
Итак, создание развивающей предметно-пространственной среды, используемой как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности, позволяет обеспечить накопление разнообразных слуховых, зрительных, осязательных впечатлений; формировать элементарные представления об основных характеристиках цвета (зеленый, красный, желтый, оранжевый, белый, черный). В результате становится возможным формировать умения выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста