Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 5
1.1. Сущность межличностных отношений 5
1.2. Социально-психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.3. Игровая деятельность как средство формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста 12
2. Эмпирическое исследование формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 20
2.1. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста 20
2.2. Рекомендации по формированию межличностных отношений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 24
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Приложения 35
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми.
Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее острые и напряжённые переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки.
Особенно велика роль межличностных отношений в детстве, так как для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие развития его личности, его человеческого развития.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения строить межличностные отношения, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым.
Игровая деятельность – один из тех видов деятельности, которые могут быть использованы взрослыми в целях формирования и развития межличностных отношений дошкольников. Ведь игру отличают наличие воображаемой ситуации и непродуктивный характер деятельности, что подразумевает направленность на сам игровой процесс и на переживания играющего.
Проблеме межличностного общения детей дошкольного возраста посвящены многие психологические и педагогические исследования (Т.В. Антонова, Г.М. Андреева, Я.Л. Коломински, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Т.А. Репина, А.П. Усова, С.Г. Якобсон и др.).
Доказано, что совместная игра создает условия для возникновения «детского общества» и развития качеств личности, позволяющих детям взаимодействовать друг с другом. Ученые считают, что игра, являясь моделью социальных отношений взрослых, при определенных педагогических условиях и методах, способствующих обогащению его содержания морально ценным сюжетом, формирует нравственные качества личности и положительные взаимоотношения между детьми (А.К. Бондаренко, Т.Н. Бабаева, М.В. Воробьева, Р.И. Жуковская и другие).
Проблема развития межличностных отношений детей дошкольного возраста актуальна тем, что это многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер.
Цель исследования: выявить особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Объект исследования – общение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;
- провести диагностику межличностных отношений детей дошкольного возраста;
- разработать рекомендации по формированию межличностных отношений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение литературы по теме исследования); эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование, опрос).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Главная роль в развитии ребенка дошкольного возраста отводится в игре, как ведущему виду деятельности в этом возрасте. В игре развивается личность ребенка, его морально-волевые качества, удовлетворяется потребность ребенка в общении со сверстниками.
В становлении игровой деятельности выделяют два этапа: для первого этапа (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия; на втором этапе (5-7 лет) имитируются реальные отношения между людьми. Содержанием игры являются социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Таким образом, в процессе игры ребенок принимает на себя определенную социальную роль (например, врача, продавца, водителя и др.) и воспроизводит действия взрослого человека, используя при этом игрушки и предметы-заместители.
В старшем дошкольном возрасте взаимодействие между детьми становится более продуктивным. Дети учатся договариваться друг с другом, распределять роли. В процессе игры дети общаются друг с другом. Если прекращается игровое взаимодействие, то прерывается и процесс общения.
Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует познанию окружающего мира, подразумевая активное участие ребенка в общественной и повседневной деятельности взрослых; помогает выстраивать социальные взаимоотношения между детьми и взрослыми, а так же детей друг с другом.
Межличностные отношения отражают положение ребенка в группе сверстников. От того, как зарождается межличностное общение со сверстниками, зависит эмоциональное благополучие, степень удовлетворенности потребностей ребенка в общении со сверстниками, что в свою очередь, отражает сплоченность или разрозненность детского коллектива.
Игровая деятельность оказывает значительное влияние на развитие общения у старших дошкольников. Ребенок начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игровая деятельность стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
В процессе игровой деятельности дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игровая деятельность способствует развитию произвольного поведения ребенка, развивает коммуникативные способности детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.
На основе анализа психологической и методической литературы по теме исследования нами был составлен психодиагностический комплекс, направленный на выявление уровня развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста: «Капитан корабля» (Е. О. Смирнова); «Два домика» (Е. О. Смирнова); Методика диагностики форм общения (М. И. Лисина).
Нами было проведено исследование межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ № 46 г. Майкоп, в подготовительной группе № 3 «Ежики». В исследовании принимало участие 11 человек в возрасте 6-7 лет.
При использовании социометрических методик «Капитан корабля» (Е. О. Смирнова) и «Два домика» (Е. О. Смирнова) нами были получены следующие результаты: к статусной группе «звезд» (С1) относится 2 человека (Полина А., Снежана Б.), что составляет 18%; к группе «предпочитаемых» (С2) относится 6 человек (Семен Б., София К., Степа Н., Матвей П., Олеся П., Женя Ш.), что составляет 55%; к группе «пренебрегаемых» (С3) относится 2 человека (Леша З., Артем С.) что составляет 18%; к группе «изолированных» (С4) относится 1 человек (Саша М.), что составляет 9%.
По результатам исследования, можно сделать следующие выводы о том, что у 40% детей наблюдается внеситуативно-деловое общение, которое преобладает у детей в возрасте до двух лет; у 20% детей ведущей формой является внеситуативно-познавательное общение, которое преобладает у детей в возрасте 3-5 лет и у 40% детей ведущей формой является внеситуативно-личностное общение, которое является нормой для данного возраста.
Таким образом, составленный психодиагностический комплекс позволяет выявить уровень межличностных отношений между детьми дошкольного возраста.
По результатам диагностического обследования с целью формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности нами было разработано примерное тематическое планирование работы с детьми на год.
Данный комплекс способствует: снятию тревожного состояния; формированию умений согласовывать свои действия со сверстниками; снятию замкнутости в общении с другими детьми; способствует формированию интереса и положительного отношения друг к другу; способствует формированию навыков вербального и невербального общения; сплочению детского коллектива в группе.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста