Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие «форма» и «геометрическая фигура», особенности представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Задачи по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста 14
1.3. Методы и приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста 17
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста 20
2.1. Характеристика базы проведения опытно-практической работы 20
2.2. Диагностика сформированности представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста 22
2.3. Планирование развивающей работы по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста 23
Заключение 32
Список источников 34
Приложения 37
Приложение 1 Сравнительный анализ программ дошкольного образования 37
Приложение 2 Результаты прохождения диагностики «Почтовый ящик» дошкольниками на констатирующем этапе 38
В современный период развития дошкольного образования происходит значительный пересмотр его содержания. Между тем развитие у детей дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, в том числе о форме, по-прежнему находит отражение как в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие» (п.2.6.)), так и в выстроенных в соответствии с ним программах дошкольного образования.
Форма является важным свойством окружающих предметов, она получает свое обобщенное отражение в геометрических фигурах. Как свидетельствуют выполненные в рамках деятельностного и культурологического подходов исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Г.А. Кислюк, Н.П. Сакулиной, А.Г. Рузской и других ученых, геометрические фигуры выступают в роли сенсорных эталонов – средств осуществления перцептивных действий, освоение которых начинается в младшем дошкольном возрасте.
Геометрические фигуры, которые рассматриваются в данном случае как целостные объекты, без установления их логических связей и взаимопереходов. Возможность словесного обозначения формы предмета (тарелка круглая, слива овальная и т.д.) предопределяется сформированностью у ребенка представлений – устойчивых перцептивных образов геометрических фигур, умения зрительно соотносить эти образы с контуром того или иного объекта, устанавливая их сходство или различие, а также знанием названий фигур и пониманием их эталонного статуса.
Освоение данных навыков будет способствовать их дальнейшему умственному и физическому развитию, что определяет актуальность исследования.
Проблема исследования: каковы условия формирования геометрических представлений у дошкольников младшей группы?
Цель исследования: выявить условия формирования геометрических представлений у детей 3-4 лет.
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования геометрических представлений у дошкольников во второй младшей группе.
Исходя из вышеуказанных положений работы, была сформулирована следующая гипотеза исследования: формирование представлений о геометрических фигурах у дошкольников 3-4 лет будет более эффективным, если целенаправленно проводить занятия с использованием дидактических игр и соответствующих наглядных материалов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, необходимо решение следующих задач исследования:
- раскрыть теоретические основы формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста;
- провести диагностику сформированности представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста;
- провести планирование развивающей работы по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста.
Методологической основой работы являются труды следующих авторов: труды в области психолого-педагогических исследований восприятия геометрической формы предметов дошкольниками А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард, Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже, А.А. Люблинской, С.Н. Шабалина. В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др.
Методические предписания в области обучения элементарных математических представлений И.А. Помораева, В.А. Позина, Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой, Е.С. Деминой, М. Монтессори, А.А. Столяра, Е.И. Тихеевой, Ф.Фребеля, Е.И. Щербаковой, З.А. Михайловой, Л.С. Метлиной и др.
В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, для определения теоретических основ и практических направлений работы); эмпирические (педагогические наблюдения, анализ методических пособий, педагогический эксперимент).
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список источников и приложения.
Изучив теоретическую и методическую литературу, мы увидели, что разные исследования по-разному подходят к вопросу о методике формирования геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Педагогическая работа в этом направлении, по мнению ученых, начинается с знакомства с простейшими видами геометрических фигур, для дальнейшего формирования и развития геометрических представлений у детей.
Познание геометрических фигур дошкольниками включает определенные этапы, в ходе развития которой наблюдается своеобразная диалектика: от предметного отождествления формы к геометрическому сопоставлению форме и обратно. Дошкольникам 3-4 года характерно отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Также они воспринимают их как одно целое, различая их именно по форме. При этом называя фигуры, они говорят: «Треугольник как крыша», «Платочек как квадратик».
Существуют различные методологические рекомендации формирования геометрических представлений в ДОУ и для полного владения данным вопросом, необходимо изучение образовательным программ. Наиболее распространенными из них являются «От рождения до школы» Веракса Н.Е. и «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В. Рассмотрев задачи и упражнения в этих программах представленные для обучения детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет), по формированию у них геометрических представлений, были отмечены следующие сходства и различия программ. В обеих программах педагогическая деятельность в данном ключе начинается с знакомства с геометрическими фигурами, как (круг, квадрат и треугольник, а у Колесниковой еще и прямоугольником, овалом, шаром, кубом и цилиндром); умений обследовать форму фигур на зрительно-осязательном уровне, различать их особенности и свойства.
Таким образом, можно сказать, что в содержании каждой из программ имеются свои особенности. Поэтому подобрать методику обучения с учетом их значимости и соответствия с возможностями дошкольников, довольно непросто.
Для апробации полученных путем анализа теоретико-методологической литературы, было проведено опытно-практическое исследование по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста.
В первой части эксперимента проводилась диагностика детей с помощью методики Э. Сегена «Почтовый ящик»с представленными критериями оценки. По результатам которой было видна необходимость в проведении развивающих занятий, для улучшения показателей развития умений геометрических знаний у дошкольников экспериментальной группы.
В связи с чем на этапе формирующего эксперимента, были представлены и проведены рекомендационные НОД, в рамках которых были проведены занятия по формированию геометрических представлений».
Таким образом, поставленная в начале исследования цель достигнута, задачи решены и подтверждена гипотеза.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста