Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Формирование творческой активности школьников на уроках технологии
Введение 4
Глава 1. Теоретические и методические аспекты формирования творческой активности школьников 6
1.1 Понятие творческой активности школьников 6
1.2 Классификация и виды творческой активности 11
1.3 Пути формирования творческой активности школьников 17
Вывод по главе 1 21
Глава 2. Методика формирования творческой активности школьников на уроках технологии 23
2.1 Авторская программа элективного курса «Бисероплетение» 23
2.2 Методы и формы обучения школьников 27
2.3 Материально-техническое обеспечение 28
Вывод по главе 2 29
Глава 3. Методические рекомендации учителям технологии по формированию творческой активности 30
3.1 Проблема формирования творческой активности на современном этапе развития образовательной практики 30
3.2 Пути повышения эффективности формирования творческой активности школьников 32
Вывод по главе 3 33
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Приложения 40
Приложение 1. Уровни и критерии знаний, умений навыков детей при приёме в группы первый год обучения и на конец первого года обучения 40
Приложение 2. Календарно-тематический план 42
Приложение 3. Учебно-тематический план 43
Приложение 4. Содержание программы 1 года обучения 45
Приложение 5. Методическое обеспечение программы (УМК) 47
Приложение 6. Список учебников по технологической рекомендации ФГОС 48
Приложение 7. План конспект занятия 49
Приложение 8. Технологическая карта изготовления деревца 51
Интерес к проблеме развития творческой активности закономерен, поскольку нацеленность на формирование творческой личности учащегося предполагает не случайное, стихийное раскрытие возможностей подрастающего человека, а специальный выбор такого содержания методов форм, средств, создание таких условий обучения и воспитания, при которых творческий потенциал личности раскроется, как можно раньше и будет полноценно развиваться.
Рассматривая проблему развития творческой активности учащихся на уроках технологии, как одну из основных задач современной школы, мы предполагаем изучение теории данного вопроса и возможности решения данной задачи на уроке содержания и организации учебно-воспитательного процесса, для чего необходимо осмысление педагогических условий развития этого интегрального качества личности. Вышеизложенное обуславливает актуальность исследования.
Вопросы творчества и его места в системе формирования личности и развитии её творческих способностей рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, О.В. Афанасьева, В.М. Бехтерева, М.М. Бахтина, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, С.В. Кравкова, B.C. Кузина, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, А. Маслоу.
Проблема исследования - поиск и решение наиболее продуктивных методов развития творческой активности учащихся в процессе обучения.
Цель работы – раскрыть теоретические и практические аспекты формирования творческой активности школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические и методические аспекты формирования творческой активности школьников;
- разработать методику формирования творческой активности школьников на уроках технологии;
- разработать методические рекомендации учителям технологии по формированию творческой активности.
Объектом исследования является процесс творческой активности учащихся.
Предмет исследования составляет методическая система преподавания, направленная на развитие творческой активности школьников.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по теории, истории и методике преподавания.
На современном этапе педагогической науки и практики развитие творческой активности школьников является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Новые государственные стандарты в сфере образования предполагают образовательные результаты, которые сводятся не только к овладению предметными знаниями, умениями, навыками. Выпускник школы, согласно ФГОС нового поколения, - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир молодой человек, у которого есть мотивация к творческому труду, освоению способов решения проблем творческого и поискового характера.
Таким образом, перед современной общеобразовательной школой стоит задача систематического и целенаправленного развития творческой активности учащихся.
Творческая активность есть свойство личности, сложное интегративное образование личности; творческая активность предполагает взаимодействие субъекта и объекта для приобретения адекватной информации об объекте и выработку эмоционально-оценочного отношения к процессу и результату творческой деятельности. Кроме того, значительными возможностями в развитии творческой активности школьников обладает внеурочная деятельность, которая выступает как средство мотивации развития личности к творчеству через широкое разнообразие видов деятельности
Итак, содержательные признаки творческой активности: творческая активность есть деятельность, состоящая в производстве новых способов деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека в создании новых духовных и материальных ценностей; творческая активность есть процесс, т. к. применяются новые средства (способы) или новые программы деятельности; творческая активность есть создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем; творческая активность есть процессом удовлетворения новых потребностей общества; творческая активность является высшим видом деятельности человека, она первична по отношению к исполнительной деятельности; творческая активность представляет собой единство духовного и материального творчества, идеальное преобразование предшествует материальному.
Творческая активность школьников предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы, развитие самостоятельности школьников, их умение самостоятельно переходить от одного этапа к другому; овладения не только приёмами логики и решения различных задач привычными способами, но и умение искать свой наиболее рациональный путь решения нестандартных задач. В этих условиях творческая активность школьника выражается во взаимодействии деятельности педагога и школьников, которая сопровождается нарастанием мотивации, самостоятельности и результатом.
Разработанная авторская программа элективного курса «Бисероплетение» поможет учащимся развить свои творческие способности, сформировать эстетический вкус, воспитать усидчивость, целеустремленность, аккуратность. На занятиях ученики могут проявить самостоятельность, инициативу, предложить свои разработки, используя имеющиеся схемы плетения или же комбинируя различные их элементы.
Ученицы получат знания об истории создания бисера, ознакомятся с разновидностью бисера, о практическом применении бисера при декоративном оформлении одежды, аксессуаров, украшении интерьера. Также на занятиях учащиеся ознакомятся со способами вышивания бисером, научатся применять свои умения в практике. Полученные практические навыки позволят детям создавать свои собственные шедевры, помогут собственными руками сделать уникальные элегантные украшения, подарки и сувениры.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста