Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Формирование устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников 6
1.2. Особенности психологического и нравственного развития младших школьников 11
1.3 Формы и методы формирования нравственно-психологической устойчивости младших школьников 16
2. Экспериментальное исследование формирования устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников 20
2.1. Диагностика уровня устойчивости младших школьников к негативному социальному влиянию 20
2.2. Разработка и реализация комплексов форм и методов по формированию устойчивости к негативному социальному влиянию младших школьников 24
2.3. Динамика уровня устойчивости младших школьников к негативному социальному влиянию 29
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложения 38
Современный уровень развития общества требует воспитания психологически здоровой личности с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания.
К сожалению, традиционная школьная система воспитания готовит подрастающее поколение к включению в социальную жизнь в репродуктивном статусе, т. е. к выполнении кем-то заданных функций исполнителя, а не творческого работника. К тому же социальный нравственный хаос, царящий в обществе, порождает отчуждение личности от культуры и образования, порождает бездуховность и нравственно – психологический кризис личности, способствует нарушению психологического здоровья.
Проблема охраны психического здоровья детей, важность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.
Исследование устойчивости младших школьников к негативным влияниям социальной среды является актуальным для современной науки, поскольку в информационном обществе становится важным умение каждого отдельного человека противостоять негативным воздействиям внешней среды и справляться с внутренними проблемами, стрессами, кризисами, сложными жизненными ситуациями.
Вопросами формирования устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников занимались как отечественные ученые: Х.М. Алиева, Л.П. Гримака, А.И. Донцова, М.И. Дьяченко, О.А. Кононкина, Г.Е., В.Д. Шадрикова, так и зарубежные специалисты: А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, В.Франкл, 3. Фрейд, В.Л. Леви, Г. Селье и др.
Проблемой исследования является создание психолого-педагогических условий для формирования устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников.
Цель данного исследования - разработать и реализовать комплексов форм и методов по формированию устойчивости к негативному социальному влиянию младших школьников и оценить их эффективность.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников;
- выявить особенности психологического и нравственного развития младших школьников;
- охарактеризовать формы и методы формирования нравственно-психологической устойчивости младших школьников;
- провести диагностику уровня устойчивости младших школьников к негативному социальному влиянию;
- разработать и реализовать комплексов форм и методов по формированию устойчивости к негативному социальному влиянию младших школьников;
- выявить динамику уровня устойчивости младших школьников к негативному социальному влиянию.
В соответствии с целью формируется гипотеза:
- динамика устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников будет положительной, если учитель будет использовать систему способов, комплексно воздействующих на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы;
- формирование устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников будет основываться на их реальном жизненном опыте и будет направлено на его самостоятельное осмысление через анализ собственных поступков и поступков героев литературных произведений.
Данная гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования младших школьников.
В качестве предмета исследования выступает устойчивость к негативному социальному влиянию у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки кроме того исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, наблюдение, анкетирование, опрос, математическая и графическая обработка данных; анализ продуктов деятельности.
Устойчивость к негативному социальному влиянию рассматривается в научной литературе как сложное системное образование, включающее способности, навыки, умения человека удерживать эмоциональные, когнитивные, конативные процессы, а также процессы деятельности в равновесном состоянии, и адаптировано реагировать на внешние воздействия в конкретных условиях.
Нравственно-психологическое развитие младших школьников представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы их личности, формирования способности младшего школьника сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. Само по себе нравственное развитие личности - сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Процесс формирования нравственно-психологической устойчивости младших школьников включает в себя следующие формы и методы: проведение специальных занятий по овладению навыками психологической саморегуляции; внедрение в контекст каждого урока экспресс-тренировок для повышения психологической устойчивости; осуществление психокорректирующих индивидуальных и групповых воздействий, связанных с обучением учащихся навыкам разрешения конфликтных ситуаций, ведущих к нарушению устойчивости кроме того к негативным социальным явлением.
В работе мы выдвинули предположение о том, что:
- динамика устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников будет положительной, если учитель будет использовать систему способов, комплексно воздействующих на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы;
- формирование устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников будет основываться на их реальном жизненном опыте и будет направлено на его самостоятельное осмысление через анализ собственных поступков и поступков героев литературных произведений.
В опытно-экспериментальной работе, состоящей из констатирующего и формирующего этапов, мы применяли комплекс форм и методов, которые были кроме того направлены на формирование устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников. Среди которых: этические беседы, анализ художественных произведений. Игровые ситуации, с помощью которых мы воздействовали на когнитивную сферу личности; практические ситуации взаимодействия, метод дилемм, кроме того рисование на оценивание кроме того нравственной нормы, выбор поведения в заданных условиях, с помощью которых мы воздействовали на эмоциональную и деятельную сферы личности младшего школьника.
Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации указанной системы способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Мы пришли к выводу, что успешному формированию устойчивости к негативному социальному влиянию у младших школьников способствуют:
- полное раскрытие и понимание нравственных норм и ценностей, значимости их для общества и для самого человека;
- конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, личности, их выраженности в проведении и последствий такого поведения.
- кроме того формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения младшими школьниками отдельных заданий;
- умение эмоционально и критично относится к ситуациям, проявлять волю и выдержку, если нравственный поступок ведет к лишению чего-то для самого человека.
Также отметим, что для детей важно внимание взрослого к их проблемам, так как именно взрослый является для детей тем образцом, идентификация с которым определяет во многом развитие ребенка и формирование у него тех ли иных качеств личности, поэтому, формируя нравственные ориентиры у детей, учитель сам должен демонстрировать эталоны нравственного поведения, проявлять лучшие качества.
Таким образом, использование рассмотренных формы, методов и приемов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время может способствовать повышению уровня развития нравственных качеств личности, формирование их нравственных представлений.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста