Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Введение 3
1. Теоретические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие и сущность взаимоотношений 5
1.2. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста 12
1.3. Характеристика взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста 16
2. Экспериментальная работа по формированию взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх 23
2.1. Оценка взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента) 23
2.2. Реализация педагогического проекта по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры (формирующий этап эксперимента) 27
2.3. Динамика формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап эксперимента) 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук — философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, — одна из важнейших проблем нашего времени.
В ФГОС дошкольного образования, общению ребенка уделяют огромное внимание. В пункте 2.6 представлены пять основных образовательных областей, которые предложены для реализации в программах дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Данный порядок распределения образовательных областей подтверждает необходимость и важность развития социально-коммуникативного общения у современных дошкольников. Область социально-коммуникативного общения включает в себя развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания; готовности к совместной деятельности со сверстниками; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых и т.д. Развитие данных навыков позволит ребенку гармонично вписаться в человеческое общество. Именно данный документ свидетельствует об актуальности взаимоотношений дошкольников.
Цель исследования: разработка и апробация педагогического проекта по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: процесс формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: кроме того сюжетно-ролевая игра будет выступать эффективным средством формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, если будут созданы и реализованы следующие педагогические условия: будет разработан и реализован педагогический проект по формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, предусматривающий дифференцированную работу с детьми, учитывающий их коммуникативный опыт; будет создана адекватная предметно-игровая среда.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста;
- провести экспериментальную работу по формированию взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх и оценить её эффективность.
Методы исследования: теоретические: анализ литературных источников по изучаемой проблеме; эмпирические: педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, раскрывающие психолого-педагогические аспекты формирования взаимоотношений (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисиной, Ж. Пиаже, А.В. Петровский, Т.А. Репина), исследования в области сюжетно-ролевой игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Теоретическое изучение проблемы нашего исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы.
Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста - одна из наиболее актуальных проблем теории и практики в системе дошкольного образования, требующая внимательного изучения и теоретического переосмысливания, обновления в связи с меняющимися требованиями к качеству дошкольного образования.
Взаимоотношения представляют собой субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности.
В нашей стране в 60-70-х годах кроме того XX века первоначально проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась преимущественно в рамках социально-психологических исследований, где основным предметом была структура и возрастные изменения детского коллектива (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.). В исследованиях данных ученных межличностные отношения рассматривались как избирательные предпочтения одних детей перед другими, а сверстник выступал как предмет кроме того эмоциональной или деловой оценки.
В ФГОС дошкольного образования, общению ребенка уделяют огромное внимание. В пункте 2.6 представлены пять основных образовательных областей, которые предложены для реализации в программах дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данный порядок распределения образовательных областей подтверждает необходимость и важность развития социально-коммуникативного общения у современных дошкольников. Область социально-коммуникативного общения включает в себя развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания; готовности к совместной деятельности со сверстниками; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и кроме того взрослых и т.д. Развитие данных навыков позволит ребенку гармонично вписаться в человеческое общество. Именно кроме того данный документ свидетельствует об актуальности взаимоотношений дошкольников.
Наиболее ярко взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста проявляются в игре. Именно игра является главным видом деятельности старших дошкольников. Особое место в развитии межличностных отношений занимают сюжетно-ролевые игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин и др.). В них дети воссоздают разные социальные отношения между людьми (мама и дочка, врач и пациент, продавец и покупатель и кроме того т.д.). Именно в такой игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества.
Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками.
Ребята стали сплочённые, более активными, менее стеснительными, охотно вступали в игру, стали более доверчивы не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу.
В результате подтвердилось предположение о том, что сюжетно-ролевая игра выступает эффективным средством формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, при создании и реализации следующих педагогических условий: разработка и реализация педагогического проекта по формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, предусматривающего дифференцированную работу с детьми, учитывающего их коммуникативный опыт; создание адекватной предметно-игровой среды.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста