Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Формы правления: монархия и республика
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОНАРХИИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие и сущность монархии как формы государственного правления 6
1.2. Разновидности монархии 13
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ 16
2.1. Понятие, признаки и разновидности республики 16
2.2. Форма правления в Российской Федерации 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем. Форма государственного правления – это элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Форма государственного правления является важным элементом и составной частью формы государства. В зависимости от того, кем осуществляется и кому принадлежит власть, одному лицу или выборному коллективному органу, можно разделить форму правления на две части: монархии и республики. При монархической форме правления источником власти в государстве и ее носителем будет являться монарх. При республиканской же основным и главным источником власти признается население страны, а ее носителем объявляется выборные государственные органы.
В современном мире количество государств с республиканской формой правления существенно превышает количество государств с монархической формой, хоть монархии и являются более древней формой, и они прошли более длительный временной исторический путь. Для республик характерно наличие конституции и института разделения властей. Так, например, в конституции Российской Федерации, в статье 3 указано, что единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ. Народ реализовывает свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В статье 11 сказано, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Статья 15 гласит, что конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Нужно отметить, что форма правления входит как один из элементов в структуру формы государства.
Степень научной разработанности. Теоретико-методическую основу исследования составили труды по форме правления – Г.Н. Андреевой, И.А. Ильина, И.Н. Зернова, А. В. Любича, Е.А. Мироновой и др., материалы нормативно-правовые акты, регулирующие форму правления.
Нормативная база исследования состоит из проанализированных нормативно правовых актов, а именно: Конституции Российской Федерации, Конституции Пятой Французской Республики.
Объект работы – общественные отношения в области применения форм правления.
Предмет работы – нормативная правовая база в области применения форм правления.
Цель работы – правовой анализ форм правления: монархия и республика.
Для выполнения цели, нужно решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность монархии как формы государственного правления;
- исследовать разновидности монархии;
- раскрыть понятие, признаки и разновидности республики;
- проанализировать форму правления в Российской Федерации, выявить ее преимущества и недостатки.
В основу методологической работы положены: логический метод, системный, сравнительный и статистический методы.
Положения, выносимые на защиту:
- Форма правления является одной из наиболее древних характеристик государственного устройства. Её изучением озадачились ещё древние греки. Раньше она определяла только принцип, по которому передавалась власть в стране. Со временем это понятие расширилось. Сейчас форма правления полностью определяет организационную структуру правящих органов в государстве, в частности их состав, компетенцию, порядок формирования, срок деятельности полномочий и т. д. Она также определяет принцип и порядок их взаимодействия с населением и между собой.
- История государства выделяет две формы правления – монархию и республику. Монархия -верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом. Республика - государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.
- В Российской Федерации установилась смешанная полупрезидентская республика, так как совсем отрицать роль высшего законодательного органа представляется невозможным: в государственном строе определённо присутствуют элементы парламентаризма, такие как двойная ответственность правительства, подзаконный характер актов, издаваемых Президентом РФ, назначение на должность Председателя Правительства с согласия Государственной Думы РФ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, которые содержат четыре параграфа, заключения, и списка используемых источников.
Форма правления является одной из наиболее древних характеристик государственного устройства. Её изучением озадачились ещё древние греки. Раньше она определяла только принцип, по которому передавалась власть в стране. Со временем это понятие расширилось.
Сейчас форма правления полностью определяет организационную структуру правящих органов в государстве, в частности их состав, компетенцию, порядок формирования, срок деятельности полномочий и т. д. Она также определяет принцип и порядок их взаимодействия с населением и между собой.
Форма правления - это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.
История государства выделяет две формы правления – монархию и республику.
Монархия - верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.
Республика - государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.
Несмотря на имеющиеся недостатки, республиканский способ организации государства сегодня явно в приоритете. Из 195 признанных государств 164 являются республиками разных типов.
Дискуссионным представляется вопрос о форме правления в России, поскольку Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года (далее — Конституция РФ, КРФ), не определяет вид республики, к которой относится Российская Федерация (Статья 1 КРФ). Среди отечественных учёных установились две основные позиции по обозначенной проблеме. Сторонники первой утверждают, что Россия — президентская республика, так как само по себе наличие некоторых элементов парламентаризма не делает президентскую республику парламентской.
В Российской Федерации установилась смешанная полупрезидентская республика, так как совсем отрицать роль высшего законодательного органа представляется невозможным: в государственном строе определённо присутствуют элементы парламентаризма, такие как двойная ответственность правительства, подзаконный характер актов, издаваемых Президентом РФ, назначение на должность Председателя Правительства с согласия Государственной Думы РФ.
Подобные работы
- Взаимодействие права и морали
- Взаимосвязь внимания, ощущения и восприятия. Учёт этих явлений в юридической практике
- Взаимосвязь мышления, речи и воображения. Учёт этих явлений в юридической практике
- Государственный суверенитет
- Информация как объект правового регулирования
- Органы государства
- Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
- Особенности установления юридической основы дела
- Понятие и виды государственных органов
- Понятие и виды политических режимов