Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Государственная социальная помощь: понятие, виды, условия и порядок предоставления
Введение 3
1. Государственная социальная помощь: сущность и нормативно-правовое регулирование 6
1.1 Сущность государственной социальной помощи 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование государственной социальной помощи 9
2. Виды, условия и порядок предоставления государственной социальной помощи 13
2.1 Круг лиц и условия предоставления государственной социальной помощи 13
2.2 Виды, размеры и порядок оказания государственной социальной помощи 19
Заключение 26
Библиографический список 29
Социальная помощь малообеспеченным категориям граждан на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем в социальной работе. Сейчас в России существует большая часть населения, уровень дохода у которой ниже установленного прожиточного минимума. По данным Росстата, рост численности малоимущего населения возрастает с каждым годом. В России на данный момент доход ниже прожиточного минимума имеют 22,9 млн. человек, что составляет 15,9 % от всего населения.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства. Социальное государство призвано обеспечить каждому достойное человеческое существование. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства, которое связано с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.
В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России. Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года. Данный закон впервые в российском законодательстве предусматривает новую категорию граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки в наиболее трудное время – это малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждан. Данное положение имеет очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория граждан была не защищена.
Законом установлены следующие виды денежных выплат: социальные пособия; субсидии; другие выплаты.
Социальным пособием является определенная денежная сумма, безвозмездно предоставляемая за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации гражданам.
В более общем плане пособия можно определить как назначаемые гражданам с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи денежные выплаты, в установленных законодательством случаях, выплачиваемые ежемесячно, периодически либо единовременно.
При этом, виды социального обеспечения без всякого преувеличения относятся к основополагающим категориям. Только они позволяют судить о том, каким образом государство оказывает содействие тем, кто не в состоянии себя содержать в силу определенных причин и обстоятельств.
Проблема многообразия видов социального обеспечения является недостаточно исследованной. Юридическая наука вопросу о социально-обеспечительных предоставлениях должного внимания не уделяла. Вопросы правового регулирования отдельных видов социального обеспечения отражались в работах таких представителей отечественной науки, как Аракчеев, Д.В. Агашев, К.Н. Гусов, А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Е.Е. Мачульская, А.А. Панова, А.В. Радонова, Э.Г. Тучкова, М.Ю. Федорова и другие.
При этом социально-обеспечительные предоставления рассматриваются косвенно под углом зрения принципа, именуемого в литературе по-разному: многообразие форм и видов, всесторонность, разнообразие и многообразие видов социального обеспечения и т.д. Такой анализ не имеет социально-обеспечительные предоставления самостоятельным объектом познания и не подвергает их глубокому научному осмыслению.
Теория видов социально-обеспечительных предоставлений как таковая, отсутствует, что свидетельствует о существовании серьезного пробела в научных исследованиях.
Представляется, что в целом это сковывает законодательные инициативы, поскольку нормотворческим органам РФ и субъектов РФ не предлагаются заслуживающего внимания идеи по совершенствованию системы социального обеспечения.
Объект исследования – государственная социальная помощь.
Предмет исследования – порядок предоставления государственной социальной помощи.
Цель исследования – проанализировать понятие, виды, условия и порядок предоставления государственной социальной помощи.
Задачи:
- раскрыть сущность государственной социальной помощи :
- охарактеризовать нормативно-правовое регулирование государственной социальной помощи;
- рассмотреть круг лиц и условия предоставления государственной социальной помощи;
- охарактеризовать виды, размеры и порядок оказания государственной социальной помощи.
Государственная социальная помощь предполагает выделение финансовых средств гражданам (выплат, пособий, субсидий), входящим в состав какого-либо незащищенного слоя.
Основным документом, гарантирующим государственную помощь населению, является Конституция РФ. Именно здесь говорится о социальной основе страны, о создании условий для достойного существования и свободного развития личности. Информация о правовых и организационных основах оказания финансовой поддержки семьям и одиноким гражданам, уровень дохода которых не достигает прожиточного минимума, содержится в Федеральном законе № 178, принятом Думой в 1999 г.
В одноименном законе «О государственной социальной помощи» закреплены сведения об источниках, видах, размерах, о порядке назначения пособий и прочих важных вопросах. Не менее важным является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ», датированный 1997 г.
Государственная поддержка выражается в предоставлении определенных выплат (компенсаций, субсидий, пособий), а также в выделении товаров жизненного значения гражданам, относящимся к малообеспеченной категории. Важнейший принцип поддержки состоит в адресности её программ (денежных выплат).
Статья 12 федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает предоставление: денежных выплат (субсидий, пособий, компенсаций и т.д.); натуральных товаров (горючее, продукты, одежда, обувь, лекарственные препараты и т.д.).
Государство может также осуществлять компенсационные выплаты, например, возмещать ранее оплаченные квитанции по коммунальным расходам.
На поддержку в натуральном выражении может рассчитывать: пенсионер, проживающий в одиночестве; семья, воспитывающая ребенка, не достигшего совершеннолетия, при условии, что на обоих или единственного родителя распространяется пенсионная выплата в соответствии с достижением предельного возраста или инвалидностью 1 или 2 группы; семья, занимающаяся воспитанием 3-х и более детей; семья, в которой проживает несовершеннолетний ребенок с низкой массой тела или туберкулезом.
Состав продуктового набора определяет местная администрация. Зачастую в него включают: муку, крупы, макароны, сливочное и растительное масло, колбасу и т.д. Цена такого комплекта составляет 480 руб. Семьи и одинокие граждане с низким уровнем дохода могут обращаться за предоставлением: бесплатного горячего питания; банных услуг; твердого топлива.
Государство оказывает помощь: малоимущим гражданам вне зависимости от состава семьи; людям, ставшим заложниками трудных жизненных ситуаций (выявление тяжелого заболевания, необходимость приобретения дорогостоящего препарата или медицинского изделия, наступление чрезвычайной ситуации, приведшей к существенным материальным потерям).
Для получения государственной поддержки социального характера нужно подать письменное заявление и бумаги, подтверждающие состав семьи, в отделение социальной защиты в соответствии с местом постоянного проживания.
Если причина обращения за помощью таится в трудных жизненных обстоятельствах, то следует позаботиться о сборе бумаг, подтверждающих факт наступления того или иного события.
Социальная защита обычно проводит дополнительную проверку представленных заявителем сведений. Если гражданин сообщил недостоверную информацию или умолчал о чем-то, то из управления социальной защиты может прийти отрицательный ответ.
В нижеперечисленных ситуациях помощь может быть не назначена или прекращена: доход увеличился до размера, превышающего прожиточный минимум; получателю назначили наказание в виде лишения свободы; гражданин начал получать полное государственное обеспечение; предоставленные сведения не являются достоверными; смерть лица, обратившегося за помощью.
Назначить государственную поддержку может социальная защита, отвечающая за территорию, на которой проживает или пребывает одиноко живущий гражданин или ячейка общества с низким уровнем дохода. Все необходимые действия осуществляются только в том случае, если человек направил письменное заявление с соответствующей просьбой в МФЦ или орган, отвечающий за предоставление помощи.
У отделения социальной защиты имеется 10 дней на рассмотрение заявления, направленного гражданином и составление ответа с положительным решением или с обоснованным отказом. Если же требуется осуществление дополнительного контроля, например, в отношении представленных сведений о получаемом доходе, то социальная защита может ограничиться направлением предварительного ответа, оповещающего о проведении проверки. Тогда и срок вынесения окончательного вердикта меняется на 30 дней с момента сдачи заявления.
В соответствии с действующим законодательством отказать в государственной поддержке могут на следующих основаниях: наличие неполноты или неточности в предоставляемой информации о численном составе семьи, об уровне дохода и об имеющемся в собственности имуществе. Если гражданин не согласен с отказом, то он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в управление социальной защиты или в суд. На каждого получателя государственной поддержки возлагается обязанность по информированию об изменениях, касающихся состава семьи, дохода и имущества в течение 14 дней со дня, ознаменовавшегося изменениями. Прекращение выплат производится с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошли изменения.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования