Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Гражданско-правовая защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы гражданско-правовой защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации 7
1.1 Генезис гражданско-правовой защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации 7
1.2 Понятие, правовая природа и характерные признаки коммерческой тайны и конфиденциальной информации 10
1.3 Отграничение коммерческой тайны от смежных понятий 19
Глава 2 Гражданско-правовая защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации по законодательству России 24
2.1 Правовой режим защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации в РФ 24
2.2 Субъекты права на коммерческую тайну и их правомочия 31
2.3 Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны и конфиденциальной информации 36
Глава 3 Гражданско-правовая защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации по законодательству зарубежных стран 40
3.1 Правовая защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации в странах Европейского Союза 40
3.2 Правовая защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации в США 60
3.3 Пути совершенствования российского законодательства о защите коммерческой тайны и конфиденциальной информации с учетом зарубежного опыта 63
Заключение 68
Список использованных источников 72
Актуальность темы обуславливается тем, что в современном мире переход к информационному обществу ознаменовал стремительное развитие информационных отношений. Не стала исключением и Российская Федерация. В связи с этим возникает необходимость нормирования их отдельных видов, в особенности тех, что имеют экономический контекст. Ведь основным фактором экономического развития отдельных предприятий, и государств в целом является конкуренция. Развитие технологий как результата интеллектуального труда побуждает к появлению отдельного сегмента информации, что имеет коммерческую ценность и которую следует охранять законодательно, поскольку ее потеря, разглашение или искажение приводит к потере рынка, уменьшение прибыльности, банкротству и тому подобное.
Поэтому среди приоритетов как государственной политики, так и стратегии отдельных предприятий находятся правовые меры защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации, эффективная реализация которых должна служить безопасной и экономически обоснованной деятельности субъектов хозяйствования.
Особую важность при совершенствовании правовой защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации имеет опыт развитых стран с уже сложившимся эффективным законодательством в данной сфере. В этом контексте актуальность предложенной темы исследования подтверждается ролью правовых механизмов защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации, потребностью эффективного законодательного урегулирования общественных отношений в этой сфере, важностью международного опыта, целесообразностью разработки и теоретического осмысления приоритетных направлений совершенствования гражданско-правовых основ защиты коммерческой тайны.
Теоретические исследования. Исследованию гражданско-правовых основ защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации посвящены работы Л.Л. Антопольского, Ф.II. Боташевой, 3.Ф. Гайнуллиной, Н.С. Гуляевой, М.С. Зельцер, А.А. Клишиной, А.В. Коломийца, Е.И. Мелихова, И.И. Салихова, И.В. Строгановой, Е.В. Шишмаревой и других авторов. В работах И.Ю. Мирских исследуется межотраслевая природа коммерческой тайны, обосновывается ее выделение в качестве не моноотраслевого института гражданского права, а комплексного межотраслевого института российского нрава.
Исследованием смежных вопросов (защита коммерческой тайны в контексте информационной безопасности) занимались И.Л. Бачило, Л.Б. Венгеров, Э.П. Гаврилов, О.Л. Городов, В.Л. Дозорцев, В.О. Калятин, В.Л. Копылов, Д.В. Огородов, Л.П. Сергеев и другие.
Вместе с тем, отдельные аспекты данной проблематики нуждаются в дальнейшей разработке в силу изменяющихся условий в данной сфере общественных отношений, а также особенностей судебной практики.
В свете указанных аспектов возникает противоречие между необходимостью защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации и недостаточной разработанности гражданско-правовой защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
Проблема исследования заключается в разработке эффективного механизма гражданско-правовой защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
Вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования: «Гражданско-правовая защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации».
Целью данной работы является анализ гражданско-правовой защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации, предложение путей совершенствования российского законодательства об охране коммерческой тайны с учетом зарубежного опыта.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
Предметом исследования являются правовые нормы российского законодательства, а также законодательства зарубежных стран в сфере защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
Гипотеза исследования заключается в следующем предположении: в настоящее время правовое регулирование защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации является недостаточно эффективным, что подтверждается возросшим количеством судебной практики по защите коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
В соответствии с поставленной целью очерчен следующий круг задач:
- исследовать генезис гражданско-правовой защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации;
- раскрыть понятие, правовую природу и характерные признаки коммерческой тайны и конфиденциальной информации;
- проследить отграничение коммерческой тайны от смежных понятий;
- проанализировать правовой режим защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации в РФ;
- охарактеризовать субъекты права на коммерческую тайну и их правомочия;
- выявить гражданско-правовую ответственность за разглашение коммерческой тайны и конфиденциальной информации;
- исследовать правовую защиту коммерческой тайны и конфиденциальной информации в странах Европейского Союза и в США;
- разработать пути совершенствования российского законодательства о защите коммерческой тайны и конфиденциальной информации с учетом зарубежного опыта.
Методологической основой исследования является система философско-мировоззренческих, общенаучных и специальных методов научного познания.
В процессе исследования применены следующие методы: диалектический – для рассмотрения всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи; исторический – для раскрытия основных направлений научной мысли, генезиса и становления правового института охраны коммерческой тайны; логико-семантический – для совершенствования понятийно-категориального аппарата, в частности, терминов «коммерческая тайна» и «конфиденциальная информация»; сравнительного анализа – для сравнения концепций о сущности и развития правовой охраны коммерческой тайны как информационно-правовых аспектов; формально-юридический – для раскрытия системы норм права России и других стран, связанных с правовой охраной коммерческой тайны; сравнительно-правовой – для исследования правовых и организационных основ охраны коммерческой тайны, поиска направлений совершенствования правовых и институциональных механизмов охраны коммерческой тайны.
Научная новизна исследования состоит в разработанных положениях дополнения законодательства, которые позволят обеспечить наиболее эффективную защиту коммерческой тайны и конфиденциальной информации и придадут больший характер системности имеющимся законам.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты, заключения и предложения, научные положения, изложенные в процессе написания выпускной квалификационной работы, расширяют теорию отечественного гражданского права и могут применяться в последующем научном исследовании упомянутых проблем с целью совершенствования нормативно-правовой базы защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
Процесс формирования законодательной базы и функционирования системы охраны коммерческой тайны в России прошел ряд этапов своего развития.
Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности. В научной доктрине нет единого мнения относительно понятия и признаков коммерческой тайны. Считаем, что, говоря о коммерческой тайне как о нематериальном благе, ее нельзя свести к набору составляющих ее сведений. Коммерческую тайну представляют не сами сведения, а состояние их неизвестности, секретности. Правовыми признаками коммерческой тайны являются: секретность информации, защищенной режимом коммерческой тайны, что заключается в том, что она неизвестна и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит; информация, охраняемая режимом коммерческой тайны, имеет коммерческую ценность, то есть определенную ценовую определенность (стоимость); владелец информации должен принимать надлежащие меры к охране информации, защищенной режимом коммерческой тайны; сроки правовой охраны коммерческой тайны ограничивается временем действия совокупности факторов, когда информация: имеет коммерческую ценность, неизвестна третьим лицам и к ней нет свободного доступа других лиц на законных основаниях, а обладатель информации принимает надлежащие меры к ее сохранности. Конфиденциальной информацией может быть любая информация с ограниченным доступом, не отнесенная действующим законодательством к государственной тайне.
Коммерческая тайна и служебная тайна не являются тождественными понятиями, так как содержание последней определяется в первую очередь нормами законодательства и может не обладать коммерческой ценностью. Правовой режим банковской тайны также довольно детально регулирован действующим законодательством и отличается от правового режима коммерческой тайны. Так, обязанность охраны банковской тайны возникает в силу закона, а коммерческая тайная, наоборот, приобретают свой статус только после одностороннего объявления; законодательство четко регламентирует содержание, субъекты и порядок предоставления банковской тайны; банковская тайна в отличии от коммерческой не может быть предметом сделок (купли/продажи) по сделкам с третьими лицами и пр. Понятия «корпоративная тайна» и «коммерческая тайна», также имеют ряд отличий: корпоративная тайна включает в себя более широкий спектр информации с ограниченным доступом; иной правовой режим классификации конфиденциальной информации.
Правовой режим охраны коммерческой тайны в России базируется на положениях специального закона – Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ. В качестве документов, устанавливающих правовой режим коммерческой тайны могут выступать локальные нормативные акты, изданные собственником такой информации, а также документы, регулирующие правоотношения собственника информации с третьими лицами (Положение о коммерческой тайне, Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну и пр.).
Вопрос определения круга субъектов права на коммерческую тайну в научной доктрине остается дискуссионным. Субъектом права на коммерческую тайну может быть любое лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну. Правообладатель может сам использовать информацию, принадлежащую ему и может ввести ее в гражданский оборот. То есть распорядиться своим правом, а, следовательно, или передать это право, или разрешить использование информации другому лицу.
При нарушении обязательства о неразглашении коммерческой тайны, оформленного надлежащим образом, лица несут ответственность в виде штрафа или иной санкции, установленной договором, что не противоречит положениям действующего законодательства. Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны в российском законодательстве урегулирована поверхностно. На практике правовой основой привлечения к гражданско-правовой ответственности за разглашение коммерческой тайны является наличие надлежащим образом оформленного обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны. При нарушении такого обязательства, лица несут ответственность в виде штрафа или иной санкции, установленной договором, что не противоречит положениям норм действующего законодательства.
Анализ зарубежного опыта показал, что единого унифицированного законодательства об охране коммерческой тайны на уровне Европейского Союза не существует. При этом, хотя в каждом из государств-членов Европейского Союза существуют свои особенности правовой охраны коммерческой тайны, присутствуют и общие моменты (состав перечня охраняемой информации, критерии защиты информации правовым режимом коммерческой тайны и пр.). В целом, правовая система ЕС предоставляет охрану информации, составляющей коммерческую тайну, в виде охраны «ноу-хау» (секретов производства), которая содержится в Европейской патентной конвенции. Патентное право ЕС создает дополнительные стимулы для использования режима коммерческой тайны для охраны конфиденциальной информации. Это связано с тем, что патентная охрана может быть недоступной для отдельных технологий в Европе (например, не подлежат патентованию в отдельных странах методы медицинского диагностирования и лечения, фармацевтические и компьютерные технологии и т.д.). Даже если возможно патентование определенной технологии, охрана информации в качестве коммерческой тайны может быть привлекательной и выгодной. Это связано с тем, что в Европе патентная заявка публикуется до выдачи патента, что предоставляет конкурентам достаточно времени, чтобы скопировать технологию.
Правовая защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации в США имеет ряд особенностей. Так, лицо, которое подстрекает другое лицо нарушить чьи-то права, или лицо, предоставляющее помощь в таком правонарушении, несут одинаковую ответственность. Правовая охрана коммерческой тайны осуществляется до тех пор, пока она соответствует в целом требованиям применения правовой охраны – имеет ценность и секретность. Правовая охрана прекращается в случае, если правообладатель не осуществляет разумные меры по обеспечению секретности сведений или если секретные сведения становятся известными благодаря использованию надлежащих средств (например, обратного инжиниринга).
Таким образом, в настоящее время назрела необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства о коммерческой тайне. Учитывая зарубежный опыт, предлагаем в Федеральном законе «О коммерческой тайне» четко определить цели ограничения доступа к информации посредством введения режима коммерческой тайны. Важно добиться согласованности терминологии, используемой в законодательстве о коммерческой тайне, а также уделить серьезное внимание защитным мерам.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования