Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Характерные особенности мусульманского уголовного судопроизводства
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 6
1.1 История становления мусульманского уголовного судопроизводства 6
1.2. Принципы исламского мусульманского уголовного судопроизводства 13
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 18
2.1. Характерные черты мусульманского уголовного судопроизводства 18
2.2 Анализ судебной практики мусульманского уголовного судопроизводства 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
В юридической науке мусульманское право принято рассматривать в качестве одной из наиболее влиятельных правовых систем (их типов, подтипов или семей права) современности наряду с правовыми системами, относящимися к западной правовой традиции (романо-германским и англо-американским правом). Так считает подавляющее большинство авторов, занимающихся изучением данного вопроса и выделяющих мусульманское право в качестве самостоятельной правовой семьи, типа религиозной правовой системы или особой разновидности
Кроме того, на актуальность избранной темы исследования указывает тот факт, что на сегодняшний день в отечественной и зарубежной (западной) юридической литературе недостаточно внимания уделено вопросам правовой регламентации мусульманского уголовного процесса и практики применения мусульманского уголовно-процессуального права в современном мире. В отечественной литературе эти вопросы практически не изучаются (в лучшем случае лишь обозначается важность их изучения). В зарубежной – изучаются, но исключительно через обращение к исламской правовой традиции (без какой-либо конкретизации).
Цель работы – исследовать характерные особенности мусульманского уголовного судопроизводства.
Задачи:
- охарактеризовать историю становления мусульманского уголовного судопроизводства;
- исследовать принципы исламского мусульманского уголовного судопроизводства;
- проанализировать характерные черты мусульманского уголовного судопроизводства;
- провести анализ судебной практики мусульманского уголовного судопроизводства.
Объект исследования – форма и содержание мусульманского уголовного судопроизводства.
Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности в странах исламского правления.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Мусульманское правосудие возникло в процессе становления мусульманского государства и постепенно превратилось в один из важнейших видов деятельности исламского государства. Более того, именно судопроизводство во многом обусловило появление и развитие мусульманского права (шариата). Изначально мусульманское уголовное судопроизводство возникло, развивалась и сформировалось как специфическое (судейское) средство рассмотрения дел о преступлениях и наказаниях, возникающих в двух основных сферах общественных отношений в мусульманском сообществе: отношений верующих с Аллахом и отношений между людьми.
- Религиозно-правовое содержание мусульманского уголовного судопроизводства отражают его коранические принципы, которые имеют прямое действие и вызывают необходимость в специфически исламской форме (построении) производства по уголовному делу: принцип возложения уголовной ответственности по справедливости и защиты от несправедливой уголовной ответственности; принцип законности; принцип недопустимости обратной силы уголовного закона; принцип кади или принцип законного судьи. Непосредственное значение для специфически мусульманского построения уголовного процесса имеют два принципа: принцип законности и принцип кади (законного судьи).
- Общими чертами мусульманского уголовного судопроизводства являются: верховенство Корана и Сунны; осуществление правосудия только кади; предварительное расследование, согласно исламскому шариату, рассматривается, по сути, как судебная деятельность; признание обвиняемым своей вины допускается и приравнивается к обвинительному приговору; уголовно-правовой компромисс в целом не приемлем; зависимость роли в инициировании и прекращении уголовного дела потерпевших (истцов), обвиняемых (ответчиков) и правительства (полиции, судов) от характера нарушенных прав и производного от них характера преступления и уголовного преследования; защита прав обвиняем ых (подозреваемых) в совершении преступлений; процессуальная активность потерпевшего; состязательный допрос свидетелей; судебное разбирательство в отсутствие обвиняемого, как правило, не допускается; решения мусульманского суда по результатам рассмотрения ими уголовных дел окончательны и не подлежат обжалованию.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение и список литературы.
Мусульманское правосудие возникло в процессе становления мусульманского государства и постепенно превратилось в один из важнейших видов деятельности исламского государства. Более того, именно судопроизводство во многом обусловило появление и развитие мусульманского права (шариата). Изначально мусульманское уголовное судопроизводство возникло, развивалась и сформировалось как специфическое (судейское) средство рассмотрения дел о преступлениях и наказаниях, возникающих в двух основных сферах общественных отношений в мусульманском сообществе: отношений верующих с Аллахом и отношений между людьми. Порядок рассмотрения таких дел является судебным порядком разрешения правовых споров вообще (осуществления правосудия по любым делам) и потому регламентируется нормами мусульманского судебного права. Естественная и тесная связь данного порядка с характером разрешаемых в его рамках споров (равно как и некоторые особенности доказывания преступлений в суде) позволяет говорить о существовании такой его разновидности как уголовное правосудие.
Духовную основу уголовного правосудия, как и всего мусульманского права, образует Коран и Сунна.
Религиозно-правовое содержание мусульманского уголовного судопроизводства отражают его коранические принципы, которые имеют прямое действие и вызывают необходимость в специфически исламской форме (построении) производства по уголовному делу: принцип возложения уголовной ответственности по справедливости и защиты от несправедливой уголовной ответственности; принцип законности; принцип недопустимости обратной силы уголовного закона; принцип кади или принцип законного судьи.
Все коранические принципы имеют нормативно-объяснительное значение по отношению к исламской форме уголовного процесса, то есть выступают не только в роли регуляторов, но и дают религиозно-правовое объяснение построения производства по уголовному делу (указывают на религиозно-правовое происхождение, связь с религией такого построения или его отдельных признаков, черт).
Непосредственное значение для специфически мусульманского построения уголовного процесса имеют два принципа: принцип законности и принцип кади (законного судьи).
Первый принцип в силу того, что его прямым следствием являются следующие положения: Коран и Сунна имеют приоритет над всеми иными источниками уголовно-процессуального права, включая законодательство. Если закон или иной источник права вступает в противоречие с Кораном и Сунной, то подлежит применению Коран и Сунна. В случае отсутствия в Коране и Сунне конкретных предписаний, на основе которых можно однозначно разрешить противоречие, оно разрешается с помощью единогласного мнения мусульманских ученых-правоведов.
Второй принцип – в силу того, что из него следует: Только человек, получивший образование в области мусульманской юриспруденции и богословия, познавший законы шариата практически, способен и может быть судьей (кади), то есть судить так, как показал Аллах. Будучи удостоен и обременен обязанностью судить, кади несет ответственность за удержание специфически религиозного содержания уголовного процесса на всем его протяжении, включая досудебное производство.
Общими чертами мусульманского уголовного судопроизводства являются: верховенство Корана и Сунны; осуществление правосудия только кади; предварительное расследование, согласно исламскому шариату, рассматривается, по сути, как судебная деятельность; признание обвиняемым своей вины допускается и приравнивается к обвинительному приговору; уголовно-правовой компромисс в целом не приемлем; зависимость роли в инициировании и прекращении уголовного дела потерпевших (истцов), обвиняемых (ответчиков) и правительства (полиции, судов) от характера нарушенных прав и производного от них характера преступления и уголовного преследования; защита прав обвиняем ых (подозреваемых) в совершении преступлений; процессуальная активность потерпевшего; состязательный допрос свидетелей; судебное разбирательство в отсутствие обвиняемого, как правило, не допускается; решения мусульманского суда по результатам рассмотрения ими уголовных дел окончательны и не подлежат обжалованию.
Таким образом, к мусульманскому уголовному судопроизводство следует относиться не как к одной из когда-то существовавших исторических форм судопроизводства, а как к его реальной форме (при обязательном условии соблюдения принципа кади). Взятая в изложенных выше общих чертах, определяемых неизменяемостью исламского права и постоянством следования исторически предопределенной исламской традиции, эта форма будет отражать однотипность мусульманского вида производства по уголовным делам (как относительно самостоятельной части общей уголовно-процессуальной системы той или другой страны).
Подобные работы
- Домашний арест
- Задачи по уголовному процессу
- Задержание подозреваемого как мера принуждения
- Защита прав и интересов несовершеннолетних по УК РФ
- Исполнение наказаний в виде пожизненного лишения свободы
- История возникновения и развития презумпции невиновности в уголовном праве и процессе
- Меры пресечения в уголовном процессе
- Меры пресечения в уголовном судопроизводстве
- Обвинительная речь прокурора
- Особенности источников уголовно-процессуального права