Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изучения городецкой росписи
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы изучения особенностей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста 8
1.1 Анализ исторически сложившихся и современных подходов к изучению проблем художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста 8
1.2 Цели, задачи, этапы и принципы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста 9
1.3 Анализ образовательных программ дошкольного образования по разделу «Художественно-эстетическое развитие» 13
2 Методические основы художественно-эстетического развития дошкольников в процессе изучения городецкой росписи 18
2.1 Городецкая роспись как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста 18
2.2 Педагогические условия для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами городецкой росписи 21
2.3 Содержание образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами городецкой росписи 24
3 Опытно-практическая работа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами городецкой росписи 30
3.1 Диагностика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 30
3.2 Организация опытно-практической работы по ознакомлению с городецкой росписью детей старшего дошкольного возраста 33
3.3 Обобщение результатов опытно-практической работы: контрольная диагностика, сравнительный анализ данных и основные выводы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перспективный план по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Непосредственно-образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего возраста на тему: на тему: «Ознакомление с Городецким промыслом» 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В Непосредственно-образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего возраста на тему: «Рисование купавки, розана и листочка» 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Непосредственно-образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Городецкая роспись. Рисование узора для кубышки» 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Картотека дидактических игр, направленных на закрепление знаний о стилевых особенностях элементов узора 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Картотека дидактических игр, направленных на закрепление знаний о Городецкой росписи 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Картотека дидактических игр, направленных на закрепление умений составлять декоративные композиции в стиле Городецкого промысла 66
ПРИЛОЖЕНИЕ З Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» 68
В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной к самоактуализации, к принятию самостоятельных решений и ответственности за достижение результата.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение, это традиции, обычаи, особенности жизни.
Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Ю.М. Чумичевой и др. позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы дошкольных образовательных учреждений. Для , что также надо учитывать, обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии). Отбираются доступные для восприятия детей , что также надо учитывать, определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Воспитатель в каждой последующей группе возвращается к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (Городецкая, Хохломская, Гжельская, Жостовская роспись).
Актуальность исследования определяется тем, что возникает необходимость изучения основ народного художественно-педагогического опыта, систематизации и использования, традиционно сложившихся в определенных исторических и культурных регионах навыков , что также надо учитывать, передачи художественных традиций, принципов и методов народного творчества в развитии творческой активности старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в соответствии с требованиями современного дошкольного , что также надо учитывать, образования.
Кроме того, актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Проблема исследования: каковы педагогические условия художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами Городецкой росписи?
Цель работы – изучить и описать особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения городецкой росписи.
Объект исследования – художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности художественно-эстетического развития старших дошкольников в процессе изучения городецкой росписи как одного из видов декоративно-прикладного творчества в непосредственной образовательной деятельности в детском саду.
Гипотеза исследования: художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами Городецкой росписи будет эффективно, если воспитатель будет:
- приобщать и знакомить с народным декоративно - прикладным искусством в соответствии с возрастными особенностями;
- в воспитательно-образовательном процессе будет использовать педагогические условия, комплекс методов и приёмов направленных на его развитие.
Задачи исследования:
– провести анализ исторически сложившихся и современных подходов к изучению проблем художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;
– охарактеризовать цели, задачи, этапы и принципы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;
– провести анализ образовательных программ дошкольного образования по разделу «Художественно-эстетическое развитие»;
– охарактеризовать городецкую роспись как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;
– определить педагогические условия для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами городецкой росписи;
– описать содержание образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами городецкой росписи;
– провести диагностику художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
– провести опытно-практическую работу по ознакомлению с городецкой росписью детей старшего дошкольного возраста;
– обобщить эффективность поведенной опытно-практической работы.
Методологическая и теоретическая основа исследования. В психолого-педагогической литературе (Н.А. Ветлугина, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, И.А. Синкевич, Е.А. Флёрина, Т.Я. Шпикалова и др.) убедительно показано значение художественно-творческого развития дошкольников.
Методы исследования: анализ методической, психолого-педагогической литературы: конспектирование, реферирование, цитирование, тезирование, аннотирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, опытно-практическая работа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-практической работы могут применяться в детских садах для повышения уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи.
Апробация исследования проводилась на базе ГБДОУ «Детский сад №28». В исследовании приняли участие дети в возрасте 6 лет в количестве 30 человек. Был разработан и апробирован перспективный план по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи. Было проведено две диагностики, в начале практики и после проведения опытно-практической работы по ознакомлению с городецкой росписью детей старшего дошкольного возраста. Цель диагностики – определение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников из 21 наименования и 8 приложений. В первом разделе раскрываются теоретические основы изучения особенностей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Второй раздел посвящен методическим основам художественно-эстетического развития дошкольников в процессе изучения городецкой росписи. В третьем разделе описаны результаты практической деятельности на преддипломной практике. Приложения содержат конспекты проведенных НОД, игр и консультаций.
Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.
Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Реализация основополагающих принципов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста делает возможным не только развитие творческого потенциала личности дошкольника, но и способствует воспитанию бережного отношения к миру, помогает социализации ребенка, адаптирует к жизни в современном обществе.
В рассмотренных образовательных программах авторы ориентируют педагога на построение насыщенного и разнообразного процесса форм художественно–эстетических понятий. Неотъемлемой частью данных программ является воспитание средствами природы и искусства, которые обеспечивают целостность и гармоничность развития личности, создавая предпосылки для расширения и углубления познания мира. Проведенный обзор послужить воспитателям при выборе или иной и использовать образовательном процессе.
Народное декоративно-прикладное искусство, в том числе и Городецкая роспись, даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. И от того, насколько , что также надо учитывать, были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Успешному творчества детей декоративной деятельности помогает умелое произведений народного искусства. В работы необходимо разнообразные формы такие как: организация непосредственной деятельности, дидактические игры. Включать ознакомление детей способами изображения, упражнения, творческое детьми изобразительной обучение новым узора, выполнять на бумаге форм. отбирать подлинные образцы, которые образной художественной они должны доступными восприятию но их на детей многом будет от педагога, от того, как он сумеет раскрыть перед ними, детьми, все средства декоративных произведений: образную, красочную и поэтическую выразительность народного искусства, как сумеет , что также надо учитывать, пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Знакомство с народным Городецкого промысла особенности и вида росписи, узора, некоторые приё мастеров и, формирует у стремление к творчеству, желание свои предметы композиции.
Нами была проведена опытно-практическая работа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами городецкой росписи.
Первым этапом работы была констатирующая диагностика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
По результатам диагностики мы пришли к выводу что необходимо организовать опытно-практическую работу по ознакомлению с городецкой росписью детей старшего дошкольного возраста с целью повышения уровня художественно-эстетического развития детей.
Содержание работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи в соответствии с перспективным планом мы строили в двух направлениях: общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства; специальное обучение детей соответствующей непосредственно образовательной деятельности. Система работы в непосредственно образовательной деятельности помогла улучшить умения детей рисовать декоративные элементы, приобщить к народному творчеству. Организуя работу с детьми, мы обратили внимание на то, что дети получили хорошие знания; у них появились элементы воображения, которые помогли создать необычные декоративные композиции; появилась смелость, настойчивость (быстро приступать к работе); у детей появилась любовь к красоте, увлечённость декоративным образом в создании композиции. Мы обогатили знания детей разнообразными представлениями о Городецком промысле и новыми знаниями, что служило развитию изобразительного творчества детей в непосредственно декоративной деятельности. Организуя непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.
В целом по результатам опытно-практической работы на контрольном этапе детей с низким уровнем художественно-эстетического развития не стало, достаточно увеличилось количество детей со средним уровнем художественно-эстетического развития, а также увеличилось количество детей с высоким уровнем художественно-эстетического развития. В итоге можно заметить, что в результате работы с детьми, их уровень художественно-эстетического развития повысился, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами Городецкой росписи эффективно, если педагог: приобщает и знакомит с народным декоративно-прикладным искусством в соответствии с возрастными особенностями; в воспитательно-образовательном процессе использует педагогические условия, использует комплекс методов и приёмов направленных на художественно-эстетическое развитие детей старших дошкольников.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста