Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Игровые коммуникативные ситуации в развитии речи старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития речи старших дошкольников в процессе использования игровых коммуникативных ситуаций 5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме курсовой работы 5
1.2 Анализ программы «От рождения до школы» по вопросу речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе использования игровых коммуникативных ситуаций 9
2. Методика использования игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии старших дошкольников 23
2.1 Виды игровых коммуникативных ситуаций 23
2.2 Методика обучения диалогической речи с использованием игровых коммуникативных ситуаций 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Картотека коммуникативных игр для дошкольников старшей группы» 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Картотека коммуникативных упражнений для дошкольников старшей группы» 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Конспект урок по развитии речи старших дошкольников с использованием игровых коммуникативных ситуаций»………………………...40
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
При этом, на современном этапе в педагогической науке и практике активно идут поиски путей совершенствования обучения речи детей дошкольного возраста.
Общепризнанно, что ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка в обучении и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход также позволяет избавиться от ситуации «говорения ради говорения», которая часто встречается в практике работы детских садов и ведет к снижению интереса детей к обучению родной речи.
Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении речи детей дошкольного возраста игровых коммуникативных ситуаций.
Используя современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игровых коммуникативных ситуаций педагог сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет положительную роль в развитии конструктивной коммуникации дошкольников и обеспечит их успешность во всех сферах жизни. Обладая разнообразием техник и целей, которые могут быть легко достигнуты в рамках игрового подхода, коммуникативные ситуации вряд ли когда-либо потеряют свою актуальность, даже в случае если будут созданы новые, не уступающие им в эффективности методы. Этим обуславливается актуальность темы исследования.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Психологические основы общения были разработаны в исследованиях А.Б. Добровича, Е.Н. Ильина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. Педагогические основы общения нашли свое отражение в работах А.А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, А.Т. Курбановой, Ф.М. Рахматулиной и др.
Объект курсовой работы - игровые коммуникативные ситуации.
Предмет курсовой работы - роль игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи старших дошкольников.
Цель курсовой работы - выявить роль игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи старших дошкольников.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть теоретические основы развития речи старших дошкольников в процессе использования игровых коммуникативных ситуаций;
- исследовать методику использования игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии старших дошкольников.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы 38 страниц.
В работе была выявлена роль игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи старших дошкольников.
Для этого были решены поставленные задачи исследования.
При решении первой задачи исследования были раскрыты теоретические основы развития речи старших дошкольников в процессе использования игровых коммуникативных ситуаций.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи у старших дошкольников, мы пришли к выводам, что:
В качестве общих закономерностей развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте можно выделить следующие:
появление слова как компонента ситуации, рядоположенного другим её свойствам. Здесь нельзя ещё говорить о формировании семиотической функции;
отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие семиотической функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова (символическая функция);
возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем; создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
При решении второй задачи исследования была проанализирована методика использования игровых коммуникативных ситуаций в речевом развитии старших дошкольников.
Наиболее эффективными в обучении дошкольников являются игровые коммуникативные ситуации, характеризующиеся следующими особенностями:
- наглядной представленностью результатов речевых действий, причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка;
- личностно-значимым эмоционально-окрашенным содержанием речи из личного опыта детей;
- хорошо знакомым адресатом речи, который не был участником описываемых событий, привлекателен для детей и наглядно представлен им (картинка, игрушка, фотография);
- направленностью речевых действий на решение конкретной жизненной задачи (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее).
Наиболее целесообразная последовательность применения игровых коммуникативных ситуаций в обучении дошкольников речи такова: от сказочных игровых ситуаций к жизненным игровым ситуациям; от речи, обращенной к одному персонажу, к речи, ориентированной на группу слушателей. Применение игровых коммуникативных ситуаций в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста