Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Информационный подход к исследованию познавательного развития
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения информационного подхода к исследованию познавательного развития 4
1.1. Сущность и значение информационного подхода в педагогических исследованиях 4
1.2. Особенности реализации информационного подхода в педагогических исследованиях 7
1.3. Особенности познавательного развития старших дошкольников 9
2. Эмпирическое исследование познавательного развития старших дошкольников с применением информационного подхода 15
2.1. Цель, база и методы исследования 15
2.2 Анализ результатов исследования 18
2.3. Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов у дошкольников 24
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Приложения 34
Усиление требований к результативности образовательного процесса и его научно обоснованное изменение с целью повышения эффективности существенно активизирует исследовательскую деятельность педагогов. Проведение научно-педагогических исследований по изучению тех или иных аспектов педагогического процесса предполагает определение теоретико-методологического основания, с точки зрения которого они рассматриваются. Как правило, в качестве такого основания выступает методологический подход, поскольку, во-первых, он предназначен для исследования качественно различных объектов в определенном общем для них аспекте (структурном, функциональном, информационном и т.д.), и, во-вторых, ему присущи особенности конкретно-научного и философского знания, благодаря чему он является связующим звеном специально-научных областей с философией.
Среди множества теоретико-методологических подходов, применяемых в настоящее время в педагогических исследованиях, на одно из первых мест выходит информационный подход.
Актуальность исследования. Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитие личности в целом. Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника ещё и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности.
Цель исследования – выявить возможность применения информационного подхода к исследованию познавательного развития.
Объект исследования - особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - информационный подход к исследованию познавательного развития.
Гипотеза исследования: существуют особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования.
- раскрыть теоретико-методологические аспекты применения информационного подхода к исследованию познавательного развития;
- провести эмпирическое исследование познавательного развития старших дошкольников с применением информационного подхода;
- разработать рекомендации родителям по развитию познавательных процессов у дошкольников.
Методологическая основа исследования. В данной работе мы опирались на труды по изучению дошкольного возраста таких ученых как: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, изучающих особенности развития памяти у ребенка дошкольного возраста. Л. С. Выготский (Идея о знаковом опосредствование), А. Н. Леонтьева (Произвольное запоминания у дошкольников. Закон « параллелограмма развития»). Д. Б. Эльконин (Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок). П. И. Зинченко (Непроизвольное запоминание). З.М. Истомина (Три мнемических уровня развития памяти детей 3 – 7 лет); а так же А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, занимающиеся вопросом об исследовании мышления. А.В.Запорожец. (Особенности развития логического мышления в дошкольном возрасте). Ж.Пиаже. (Центральная характеристика детского мышления его эгоцентризм). Н. Н. Поддьяков (Мышление ребенка связано с его знаниями. Детское экспериментирование).
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение литературы, эмпирические методики.
Информационный подход к исследованию педагогических проблем позволяет рассмотреть особенности циркуляции информации в педагогических системах и описать их на языке теории информации, оценить степень информационной насыщенности педагогического процесса, охарактеризовать механизмы получения, передачи, распознавания, преобразования и хранения информации, значимой для достижения запланированных результатов.
Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума. В старшем дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной деятельности.
Нами проведена психодиагностика познавательного развития дошкольников по методикам «Назови слова», «Расскажи по картинкам» и «Раздели на группы» целью, которых было исследование процесса образно-логического мышления и выявление активного словарного запаса дошкольника.
Результаты исследований показали, что уровень развития мыслительных процессов у детей пятилетнего возраста соответствует возрастным показателям развития мышления в старшем дошкольном возрасте. Решая определенные мыслительные задачи, они рассуждают, высказывают суждения, задают вопросы, строят умозаключения и исходят при этом из определенных понятий о предметах и явлениях окружающего мира.
Для развития познавательных процессов дошкольников, необходимо развивать их восприятие, внимание, память, мышление. Способствовать этому будут предложенные игры и упражнения.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста