Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы использования дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе 5
1.1. Понятие о дидактической игре 5
1.2. Место дидактической игры в системе уроков русского языка в начальной школе 11
2. Использование дидактических игр на уроках русского языка как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников 14
2.1. Комплекс дидактических игр на уроках русского языка 14
2.2. Опытно-экспериментальная работа во 2 классе 20
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 38
Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до старшей школы. Игре как одному из основных видов деятельности в жизни маленьких учеников отведено необходимое место в учебно-воспитательной работе в I – IV классах.
В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте имеет место быть. Об этом свидетельствует то, что дети продолжают носить в школу игрушки. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.
Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку.
Предмет исследования – использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования – проанализировать использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие о дидактической игре;
- выявить место дидактической игры в системе уроков русского языка в начальной школе;
- практически показать возможность и оценить эффективность использования дидактических игр на уроках русского языка как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников;
- разработать комплекс дидактических игр на уроках русского языка;
- провести опытно-экспериментальную работу во 2 классе.
Методы исследования: анализ литературы; анализ опыта; обобщение; опытно-экспериментальная работа.
Дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы, эмоционально-волевая сфера, способности и умения детей.
Дидактическая игра помогает кроме того сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Положительные эмоции облегчают процесс познания. В дидактической игре на уроках русского языка создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной речевой ситуации, с определенными явлениями и фактами языка, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт.
Мы рассмотрели подходы к дидактической игре разных авторов. Все они сходятся в одном, что это активная учебная деятельность. Это устойчивая структура, элементы которой взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся. Правила помогают направлять игровой процесс.
Дидактическую игру различают по чётко поставленной цели и результату.
Нами были описаны функции и условия данного вида деятельности.
Дидактические игры способствуют формированию и предметных умений, и учебных действий познавательного характера.
Нами был разработан комплекс дидактических игр, апробация которого проходила в Сочинской школе во втором классе. Дидактические игры были выбраны для темы «Слова с непроверяемым написанием».
Также кроме того была проведена опытно-экспериментальная работа. Данная работа проводилась на базе МБОУ «Сочинская средняя школа» и МБОУ «Центральная основная школа» во 2 классах.
Для определения экспериментального класса была проведена диагностическая работа в двух кроме того классах. По результатам данной работы экспериментальным был выбран 2 класс Сочинской школы, а 2 кроме того класс Центральная школы стал контрольным.
На формирующем этапе были разработаны конспекты уроков с применением дидактических игр.
Во 2 классе Сочинской школы проводились уроки по разработанным нами конспектам. Наблюдения на уроке показали, что включение в урок игры у обучающихся вызывает интерес.
Диагностическая работа №2 показала увеличение количества обучающихся со средним и высоким уровнем сформированности познавательных УУД у обучающихся экспериментального класса. Это подтвердило гипотезу об эффективности использования дидактических игр на уроках русского языка.
Перспективу исследования мы видим в разработке дидактических кроме того игр по другим темам русского языка.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста