Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Использование организационно-деятельностных игр на уроках в начальной школе
Введение 3
1 Теоретические основы использования организационно-деятельностных игр на уроках в начальной школе 5
1.1 Анализ педагогической литературы по проблеме использования организационно-деятельностных игр на уроках в начальной школе 5
1.2 Игровые технологии в младшем школьном возрасте 9
1.3 Особенности использования организационно-деятельностных игр в начальной школе 14
2 Экспериментальное исследование по использованию организационно-деятельностных игр в начальной школе 21
2.1 Диагностика уровня познавательной активности учеников 21
2.2 Разработка и реализация комплекса организационно-деятельностных игр на уроках в начальной школе 25
2.3 Динамика уровня познавательной активности учеников начальных классов 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения 42
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объём информации.
Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является организационно-деятельностная игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра — это естественная для ребенка и форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровая технология – одна из форм организации познавательной деятельности школьников.
Особенно актуальна эта тема сейчас, в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, где большую роль в формировании познавательной активности играет организация внеурочной деятельности, организация адаптационного периода первоклассников. Вышеизложенное обуславливает актуальность исследования.
Проблема исследования: Каковы оптимальные способы использования организационно-деятельностных игр на уроках в начальной школе для формирования и развития познавательной активности младших школьников.
Объект исследования – организационно-деятельностные игры на уроках в начальной школе.
Предмет исследования – процесс формирования и развития познавательной активности младших школьников.
Цель исследования – проанализировать использование организационно-деятельностных игр на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
- провести анализ педагогической литературы по проблеме использования организационно-деятельностных игр на уроках в начальной школе;
- рассмотреть игровые технологии в младшем школьном возрасте;
- выявить особенности использования организационно-деятельностных игр в начальной школе;
- провести диагностику уровня познавательной активности учеников;
- разработать и реализовать комплекс организационно-деятельностных игр на уроках в начальной школе;
- выявить динамика уровня познавательной активности учеников начальных классов.
Методы исследования: а) теоретические – анализ, синтез, обобщение, классификация. б) практические (эмпирические) – беседа, наблюдение.
База исследования – МБОУ СОШ № 1 г. Краснодара, класс 4 «Г» в количестве 25 человек.
Структура работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка кроме того литературы и приложения.
Организационно-деятельностная игра создана Георгием Петровичем Щедровицким и предназначена для интенсивной формы решения междисциплинарных комплексных проблем, не имеющей аналогов в мире. Интрига ОДИ заключается в поиске способа взаимодействия специалистов разных профилей для решения поставленной задачи.
Cуть организационно-деятельностных игр не передается через текст и даже через видеозапись. Участник организационно-деятельностных игр сам создает для себя необходимые знания в процессе игры и переживает собственные мучительные поиски, напряжение, открытия.
В процессе организационно-деятельностных игр участник попадает в кризисы кроме того и выкарабкивается из них, натыкается на непонимание и невозможность донести свою мысль и вынужден найти, открыть для себя кроме того новые выразительные средства и новые для себя способы общения. По окончании игры участник уносит с собой новые открытия и новые возможности.
Организационно-деятельностная игра предполагает обязательное использование эффективных методов мышления. Разумеется, участники постоянно пытаются решить поставленные перед ними задачи привычным для них способом, стихийно и беспорядочно бросаясь на проблему. Но сами правила заставляют систематизировать свое мышление, замечать свои ошибки и искать нестандартные ходы в процессе решения.
Объектом организационно-деятельностных игр может быть любая проблемная ситуация.
С целью выявления уровня развития познавательной активности у младших школьников было проведено исследование на базе МБОУ «СОШ №1» г. Краснодара.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий эксперимент. На этом этапе нами была проведена первичная диагностика уровня познавательной активности младших школьников экспериментального класса, которая состояла из наблюдения за познавательной активностью детей на первой недели, кроме того, нами было проведено анкетирование учащихся по методике Л.М. Фридмана с целью выявления особенностей проявления познавательного интереса и уровня развития младших школьников.
2 этап – формирующий эксперимент. На этом этапе нами была организована работа по повышению уровня познавательной активности младших школьников на уроках с использованием организационно-деятельностных игр.
3 этап – контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательной активности учащихся 4 класса, по методике Червяковой Л.А., Бойко Ю.В. Проведён анализ полученных результатов.
Для того чтобы выявить уровень познавательной активности в классе мы использовали метод наблюдения и индивидуальные беседы с учащимися.
Сравнивая результаты наблюдения на начальном и контрольном этапе, прослеживается положительный результат. Мы можем увидеть не только, что учащихся, у которых отвлекаемость превышает активность стало меньше, но так же, что детей, у которых активность превышает отвлекаемость, в классе стало больше. Таким образом, это может свидетельствовать о положительной динамики познавательной активности в 4 «Г» классе и отношению к учению в целом.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста