Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Использование творческих заданий в учебной деятельности для развития самостоятельности младших школьников
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Современные представления о самостоятельности как характеристике ученика-субъекта учебной деятельности 6
1.2. Особенности развития младшего школьника, влияющие на его самостоятельность 9
1.3. Методический опыт развития самостоятельности на уроке 13
Выводы к главе 1 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКОЙ 21
2.1. Характеристика самостоятельности школьников. Констатирующий этап исследования 21
2.2. Творческие задания для развития самоконтроля 30
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Наиболее актуальной задачей современного образовательного процесса является развитие у учащихся навыков самостоятельности. Действующий Федеральный образовательный стандарт общего начального образования ставит перед педагогами задачи развивать у младших школьников навыки самостоятельной работы в процессе усвоения учебного материала.
Под самостоятельностью школьника понимают его умения ставить перед собой определенные учебные задачи, а также, решать их без внешнего побуждения и, не опираясь на помощь взрослых. Самостоятельность находится в тесной взаимосвязи с существующими потребностями личности
выполнять действия, руководствуясь собственным осознанным побуждением. Самостоятельность ребенка подразумевает наличие у него таких качеств как инициатива, познавательная активность, творческая направленность личности, способность ставить перед собой цели, первоначально планировать деятельность.
Системообразующий компонент личности ребенка является сложной целостной системой, непосредственно влияющий на механизмы ее развития. Одним из таких механизмов является самостоятельность, которая дает ребенку возможность относительно легко ориентироваться в ситуации нестандартных, изменяющихся условий окружающей действительности к которым он может легко приспособиться, благодаря наличию у него навыков самостоятельности. В современных условиях реформирования системы образования речь идет о потребности в определенной организации учебно-воспитательного процесса, подразумевающей наличие у ученика возможности проявить творчество, активность, самостоятельность в процессе обучения, а также, развить индивидуальный стиль учебной деятельности. Руководствуясь вышесказанным, можно сказать о ведущей в процессе организации образовательной деятельности задаче развития у младшего школьника способностей избирательно усваивать знания и умения, адекватно применять полученные знания на практике. Ученые указывают на необходимость развития у младшего школьника таких качеств, как желание приобретать новые знания, умение самостоятельно раскрывать суть изучаемых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях.
Цель исследования - обосновать эффективность использования творческих заданий в учебной деятельности для развития самостоятельности младших школьников.
Задачи:
– рассмотреть понятие самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе;
– провести диагностику уровня развития самостоятельности у младших школьников;
– выявить критерии, показатели и уровни развития самостоятельности младших школьников при выполнении творческих заданий;
– разработать и внедрить комплекс уроков по математике с творческих уклоном, направленный на развитие самостоятельности учащихся;
– обобщить и проанализировать полученные результаты.
Самостоятельность как определяющее свойство личности рассматривали в своих трудах многие русские ученые, являющиеся яркими представителями передовой педагогической мысли, а именно А.И.Герцен, Н.И.Пирогов, Н.А.Добролюбов. Теоретические и практические советы Л.Н.Толстого по вопросам воспитания детей в аспекте исследуемого вопроса.
Объект - процесс развития самостоятельности младших школьников.
Предмет - развитие самостоятельности у младших школьников при выполнении творческих заданий.
Гипотеза: развитие самостоятельности у младших школьников будет эффективным, если разработать и внедрить комплекс творческих заданий на уроках математики, направленный на развитие самостоятельности учащихся.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение.
2.Эмпирические методы (тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
База исследования: Школа ГБОУ № 1512.
Практическая значимость работы состоит в выявлении психолого-педагогических условий и разработки комплекса творческих заданий, способствующих развитию самостоятельности младших школьников на уроках.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы с параграфами, заключение и список использованных источников и приложений.
Современное общество в настоящее время интенсивно развивается, что стимулирует образовательные организации серьезней подходить к процессу воспитания активной жизненной позиции у учащихся, созидающей личности.
Формирование этого показателя невозможно без своевременно заложенных у ребенка навыков самостоятельной деятельности. Такая личность способна самостоятельно регулировать собственное поведение и все виды деятельности, в состоянии определять перспективы своего развития, оптимально выбирая пути и средства достижения намеченных целей. Чем более высок уровень самостоятельности, тем успешнее человек задает свое будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.
Комплекс мероприятий по развитию самостоятельности является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса начальной школы, так как непосредственно в данный возрастной период происходит закладка фундамента формирующейся личности.
Так, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие «самостоятельность» рассматривается как ведущее качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, планируя при этом свою деятельность, подчиняясь какому-либо режиму и правилам. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, вопросы развития у учащихся начальной школы навыков самостоятельности сегодня имеют важное значение, так как данные навыки являются необходимыми не только в учебном процессе целях, но и в процессе формирования у будущих граждан потребностей к непрерывному образованию и самообразованию.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста