Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в работе со слабоуспевающими младшими школьниками
Введение 3
Глава 1. Современное состояние проблем использования здоровьесберегающих образовательных технологий со слабоуспевающими обучающимися в начальной школе 6
1.1. Содержание понятий «здоровьесберегающие образовательные технологии» и «здоровьесберегающая образовательная среда» 6
1.2. Возможности использования здоровьесберегающих образовательных технологий для обучения слабоуспевающих обучающихся в начальной школе 14
1.3. Педагогические приемы в здоровьесберегающих образовательных технологиях со слабоуспевающими обучающимися в начальной школе 26
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Организация и методика проведения исследования. Основные рекомендации 35
2.1. ФГОС НОО здоровьесберегающие образовательные технологии со слабоуспевающими обучающимися в начальной школе 35
2.2. Эмпирическое исследование развития слабоуспевающих младших школьников 42
2.3. Рекомендации по применению здоровьесберегающих образовательных технологий со слабоуспевающими обучающимися в начальной школе 56
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложения 73
На современном этапе развития общества наша страна находится в сложной ситуации, переживает трудные времена. Общество стоит на пороге новой идеологии, нового строя жизни.
Большое внимание в этот трудный период уделяется воспитанию подрастающего поколения, которое через несколько лет придет на смену настоящему. Решаются проблемы школы, в частности начальной. Школа обеспечивает начальный этап становление личности, развитие всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться. Обучение в школе не только вооружает знаниями, умениями, навыками, развивает школьников.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – одно из главных направлений национального проекта «Образование», президентской инициативы «Новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.
Проблема создания благоприятных условий обучения слабоуспевающих младших школьников приобрела в настоящее время особую актуальность. Это связано, во-первых, с устойчивыми негативными тенденциями в состоянии здоровья детей, во-вторых, — с изменениями, произошедшими в школе за последнее десятилетие. Этим обуславливается актуальность темы исследования.
Цель: исследовать использование здоровьесберегающих образовательных технологий в работе со слабоуспевающими младшими школьниками.
Объект исследования: слабоуспевающие младшие школьники.
Предмет исследования: использование здоровьесберегающих образовательных технологий в работе со слабоуспевающими младшими школьниками.
Задачи:
- раскрыть содержание понятий «здоровьесберегающие образовательные технологии» и «здоровьесберегающая образовательная среда»;
- выявить возможности использования здоровьесберегающих образовательных технологий для обучения слабоуспевающих обучающихся в начальной школе;
- охарактеризовать педагогические приемы в здоровьесберегающих образовательных технологиях со слабоуспевающими обучающимися в начальной школе;
- проанализировать отражение во ФГОС НОО отражение здоровьесберегающих образовательных технологий со слабоуспевающими обучающимися в начальной школе;
- провести эмпирическое исследование развития слабоуспевающих младших школьников;
- разработать рекомендации по применению здоровьесберегающих образовательных технологий со слабоуспевающими обучающимися в начальной школе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; обобщение передового педагогического опыта преподавания; анкетирование; эмпирические методики исследования.
Вопросы обучения слабоуспевающих школьников находятся в центре внимания современной педагогики. В отечественных психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы обучения слабоуспевающих учащихся: определение видов слабой успеваемости и поиск ее причин, выявление типов и характерных признаков слабоуспевающих (И.А. Коробейников, В.П. Стрезикозин Ю.К. Бабанский, Н.И. Мурачковский, Л.И. Божович, А.А. Бударный, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, З.И. Калмыкова, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина и др.).
Накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке. В данном направлении работают многие ученые: Г. К. Зайцев, Л. Г. Татарникова, Ю. Л. Варшамов, В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, Н. К. Смирнов, И. Ю. Глинянова, Е.А. Шульгин, Т.А. Солдатова и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы в работе учителя начальных классов при работе со слабоуспевающими младшими школьниками.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это комплексная, построенная на единой методологической основе система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов. Внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования.
Для обучения слабоуспевающих обучающихся в начальной школе имеются широкие возможности использования здоровьесберегающих образовательных технологий. Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из важнейших целей существования и процветания любого государства. Школа — учреждение, в котором дети проводят очень много времени и формируются как личности, должна не только давать ученикам теоретические знания, но и прививать практические навыки по формированию здорового образа жизни. В этом образовательном контексте задача учителя — изучать, внедрять, придумывать разнообразные приёмы, претворяющие здоровьесберегающие технологии в реальность.
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе со слабоуспевающими учащимися - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. Кроме того, стратегически значимым, самым приоритетным направлением в работе является формирование положительного отношения к здоровому образу жизни и на основе этого достижение эмоционального, психического, духовно-нравственного, физического, интеллектуального, творческого здоровья.
Работа со слабоуспевающими детьми с использованием технологии дифференциации учебной деятельности является важнейшим дидактическим условием, необходимым для того, чтобы все обучающиеся овладели знаниями, умениями и навыками, развивали УУД. Одной из наиболее актуальных задач в условиях реализации ФГОС является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического.
Проведенное анкетирование слабоуспевающих младших школьников о знании детьми ЗОЖ позволило выявить, что высокому уровню учащихся соответствует 10% учащихся класса, среднему уровню 15% учащихся, к поверхностному уровню 35% учащихся, низкому уровню 40% учащихся. Диагностика уровня внимания слабоуспевающих младших школьников по методике «Корректурная проба» позволил выявить, что 33 % слабоуспевающих младших школьников имеют нормальный уровень объема и концентрации внимания, а 67% – ниже нормы.
Анализ результатов диагностики восприятия по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант» позволил выявить, что 5% слабоуспевающих младших школьников имеют высокий уровень восприятия, 45% - средний уровень; 50% слабоуспевающих младших школьников имеют низкий уровень.
Исходя из результатов проведенной методики исследования типов памяти, можно сказать, что типы памяти слабоуспевающих младших школьников развиты по-разному в зависимости от индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка. Общие показатели, говорят о том, что уровни развития каждого из видов памяти находятся в пределах нормы, хотя и на нижней допустимой границе.
По результатам диагностики логического мышления по методике, разработанной Л.Ф. Тихомировой, мы выявили, что больше половины ребят имеют низкий уровень развития логического мышления.
Анализ результатов показывает, что необходимо применение особых методов и приемов обучения, с помощью которых можно повысить результаты слабоуспевающих младших школьников, поэтому нами были разработаны рекомендации по применению здоровьесберегающих образовательных технологий со слабоуспевающими обучающимися в начальной школе.
Правильная организация обучения слабоуспевающих младших школьников вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Задача педагога начального обучения научить детей еще в начальном звене воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста