Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Изучение имен существительных в начальной школе
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы изучения имен существительных в начальной школе 5
1.1. Лингвистические основы изучения темы «Имя существительное» в начальной школе 5
1.2. Методические основы формирования предметных результатов при изучении имени существительного в начальной школе 10
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию предметных результатов по теме «Имя существительное» в 4-м классе начальной школы 18
2.1. Диагностика предметных результатов на констатирующем этапе 18
2.2. Формирующий эксперимент 20
2.3. Диагностика предметных результатов на контрольном этапе 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложения 35
Важность изучения русского языка в начальной школе определяется двумя основными аспектами. С одной стороны, русский язык становится объектом изучения. С другой стороны, благодаря знаниям и умениям, приобретённым младшими школьниками при изучении родного языка, обеспечивается успешность обучения по другим предметам.
Одним из разделов русского языка является морфология. Морфология содержит сведения о грамматических классах слов русского языка, об образовании форм и систем форм, о морфологических категориях, в которых эти формы реализуются. Образовательная ценность морфологии заключается в том, что она помогает ребенку понять природу языковых явлений, осознать сложность, богатство и красоту родного языка.
В рамках раздела «Морфология» дети изучают тему «Имя существительное». Работа над темой «Имя существительное» представляет собой длительный целенаправленный процесс рассмотрения обобщенного лексического значения и грамматических признаков имени существительного, который протекает с первого по четвёртый класс. По этой теме у младших школьников должны быть сформированы такие предметные результаты, как:
- на уровне «Выпускник научится»: определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение.
- на уровне «Выпускник получит возможность научиться»: производить морфологический разбор этой части речи в объёме программы.
Эффективность процесса формирования предметных результатов по теме «Имя существительное» в начальной школе зависит от того, какие технологии и методические приёмы выбирает учитель начальных классов для формирования понятия «имя существительное».
Объект исследования – процесс изучения имени существительного в начальных классах.
Предмет исследования – методические приемы при изучении имени существительного в начальных классах.
Цель исследования – выявить методические приемы формирования предметных результатов при изучении имени существительного в начальной школе.
Гипотеза исследования: формирование предметных результатов при изучении темы «Имя существительное» будет более успешным, если применять разнообразные методические приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, мотивирующие их к самостоятельной поисковой работе.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы было сформулировано четыре задачи исследования:
1. Раскрыть лингвистические основы методики изучения имени существительного в начальной школе;
2. Раскрыть методические основы изучения имени существительного в начальной школе.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию предметных результатов в 3 классе.
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, теоретическое обобщение, опытно-экспериментальная работа, методы математической обработки результатов диагностических работ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное значение предметности в частных грамматических категориях (одушевленности–неодушевленности, рода, числа и падежа). Существительными называют не только конкретные предметы окружающей действительности (стол, шапка, автобус), но и их совокупности (мебель, одежда, транспорт) или, наоборот, составные части, а также живых существ (собака, ящерица, мальчик). Кроме того, к именам существительным относятся действия (бег, ходьба, сон) и состояния (радость, тоска, внимание) в отвлечении от их производителей, свойства (уникальность, сыпучесть, продолжительность) и количества (множество, малость) в отвлечении от их носителей. Следовательно, значение предметности – это отвлеченное грамматическое значение, свойственное всем без исключения существительным.
Сущность методики изучения имени существительного можно выразить так: системное поступательное концентрическое обучение по принципу постепенного усложнения материала и введения новых лингвистических понятий и категорий на каждом этапе обучения.
Нами была проведена опытно–экспериментальная работа по формированию предметных результатов в 4 классе. Для определения уровня сформированности предметных умений были разработаны две диагностические работы. Сравнение результатов их выполнения свидетельствует о том, что методические приемы, используемые на уроках русского языка в течение первой четверти учебного года, позволяют сформировать предметные результаты (умения) по теме «Имя существительное».
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста