Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Изучение всемирного наследия с использованием компьютерных технологий в курсе «География России»
Введение 3
Глава I Методические основы изучения всемирного наследия с использованием компьютерных технологий в курсе «География России» 7
1.1 Понятие и сущность Всемирного наследия 7
1.2 Состояние изученности Всемирного наследия в школьном географическом образовании 10
1.3 Методика изучения Всемирного наследия с использованием компьютерных технологий в курсе «География России» 8-9 классов 16
Выводы по главе I 28
Глава II Опытно-экспериментальная проверка эффективности изучения всемирного наследия с использованием компьютерных технологий в курсе География России 30
2.1 Цели, задачи и организация эксперимента 30
2.2 Экспериментальная методика проведения уроков по географии России с использованием компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие» 31
2.3 Анализ результатов эксперимента 42
Выводы по главе II 49
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложения 61
Информатизация общества - это создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования и широком использовании информационных технологий.
Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий, которые повсеместно вошли в нашу жизнь. Их применение в учебном процессе как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения дает возможность использовать психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, что ведет к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.
Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Обновление содержания обучения связанно, прежде всего, с повышением роли гуманитарной подготовки, формированием у обучаемых последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире.
Внедрение компьютерных технологий создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Изучение всемирного наследия с использованием компьютерных технологий в курсе «География России»».
Проблема исследования заключается в слабой освещенности и разработанности использования компьютерных технологий в курсе «География России».
Объект исследования - экспериментальная методика проведения уроков по географии России с использованием компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие».
Предмет исследования - изучение всемирного наследия с использованием компьютерных технологий в курсе «География России»
Цель исследования - разработать экспериментальную методику проведения уроков по географии России с использованием компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие» и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
- к 8 классу у многих учащихся в связи с психологическими и возрастными особенностями снижается интерес к обучению, использование компьютерных технологий позволяет повысить интерес обучающихся к изучению предмета «География России»;
- при использовании компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие» в курсе «География России», а также использовании наглядной техники в работе учителя, создании яркого образа географических объектов, имеющих национальное и мировое значение, повысится учебная мотивация учащихся и качество обучения в классе, тогда как затраты учебного времени на выполнение учебных заданий снизятся.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность Всемирного наследия;
- проанализировать состояние изученности Всемирного наследия в школьном географическом образовании;
- охарактеризовать методику изучения Всемирного наследия с использованием компьютерных технологий в курсе «География России» 8-9 классов;
- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность изучения всемирного наследия с использованием компьютерных технологий в курсе География России;
- разработать экспериментальную методику проведения уроков по географии России с использованием компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие».
- оценить эффективность экспериментальной методики проведения уроков по географии России с использованием компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие».
Научная новизна состоит в разработанной экспериментальной методике проведения уроков по географии России с использованием компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие».
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном исследовании состоянии изученности Всемирного наследия в школьном географическом образовании и методики изучения Всемирного наследия с использованием компьютерных технологий в курсе «География России» 8-9 классов. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований.
Практическая значимость заключается в том, что экспериментальная методика проведения уроков по географии России с использованием компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие» может быть использована как краеведческий материал и как региональный компонент при изучении природы Камчатки. Материал может быть использован и во внеклассной работе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особая роль в изучении природного и культурного наследия принадлежит школьному курсу «География России», который предполагает раскрытие особенностей природы, населения и хозяйства нашей Родины и создает объективные основания для взаимосвязанного изучения природного и культурного наследия, формирования культуры личности, развития таких качеств как патриотизм, гражданственность.
2. Экспериментальная методика проведения уроков по географии России с использованием компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие» дает положительные результаты. Применяя разнообразные формы и методы на уроках можно добиваться высоких результатов качества знаний учащихся и 100% успеваемости. Это говорит о том, что нужно срочно перестраивать свой подход к обучению во всех классах.
3. При использовании компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие» в курсе «География России», а также использовании наглядной техники в работе учителя, создании яркого образа географических объектов, имеющих национальное и мировое значение, повысится учебная мотивация учащихся и качество обучения в классе, тогда как затраты учебного времени на выполнение учебных заданий снизятся.
Всемирное наследие — это природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.
Значение всемирного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение – важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Всемирное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и концепция географического образования предполагают разностороннее изучение всемирного наследия в целях образования, воспитания и развития личности учащихся средствами школьной географии.
Особая роль в изучении природного и культурного наследия принадлежит школьному курсу «География России», который предполагает раскрытие особенностей природы, населения и хозяйства нашей Родины и создает объективные основания для взаимосвязанного изучения природного и культурного наследия, формирования культуры личности, развития таких качеств как патриотизм, гражданственность.
Структура изучения Всемирного наследия с использованием компьютерных технологий содержит следующие элементы: цели изучения Всемирного наследия; предметный (географический) и геоинформационный блоки содержания обучения; этапы процесса обучения; организационно-методический комплекс; субъекты образовательной деятельности, новообразования в свойствах личности, как результат изучения Всемирного наследия с использованием компьютерных технологий в обучении географии.
Цель исследования - опытно-экспериментальным путем проверить эффективность изучения всемирного наследия с использованием компьютерных технологий в курсе География России.
В качестве показателей эффективности урока мы рассматривали: учебную мотивацию учащихся; затраты учебного времени на выполнение учебных заданий; качество обучения в классе.
Учебная мотивация учащихся изучалась методом анкетирования.
Анкетирование проводилось между учащимися 8 классов (8 «А» класс - с традиционным обучением, 8 «Б» класс - с традиционным обучением, но с элементами применения компьютерных технологий). 8 «А» класс - контрольный - 25 человек. 8 «Б» класс - экспериментальный - 24 человека.
С целью проверки гипотезы исследования нами была разработана экспериментальная методика проведения уроков по географии России с использованием компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие».
Экспериментальная методика может быть использована как краеведческий материал и как региональный компонент при изучении природы Камчатки. Материал может быть использован и во внеклассной работе.
Экспериментальная методика проведения уроков по географии России с использованием компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие» дает положительные результаты. Применяя разнообразные формы и методы на уроках можно добиваться высоких результатов качества знаний учащихся и 100% успеваемости. Это говорит о том, что нужно срочно перестраивать свой подход к обучению во всех классах.
При использовании компьютерных технологий по разделу «Всемирное природное наследие» в курсе «География России», а также использовании наглядной техники в работе учителя, создании яркого образа географических объектов, имеющих национальное и мировое значение, повысилась учебная мотивация учащихся и качество обучения в классе, тогда как затраты учебного времени на выполнение учебных заданий снизились, что свидетельствует о том, что гипотеза исследования доказана.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста