Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Конституционно-правовой институт народной законодательной инициативы в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ 5
1.1 Становление, развитие и правовое регулирование народной законодательной инициативы (отечественный и зарубежный опыт) 5
1.2 Народная законодательная инициатива как конституционно-правовой институт 15
1.3 Формы осуществления права законодательной инициативы 20
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РФ 32
2.1 Народная законодательная инициатива и электронная демократия 32
2.2 Тенденции возникновения новых форм народной законодательной инициативы в РФ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 52
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время в Российской Федерации наблюдается отдаленность органов государственного и местного самоуправления от населения. Народовластие представляет собой не столько реальные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия его в законотворчестве, сколько декларируемое желание власти вовлечения общества в управление государством. В условиях постоянного поиска оптимальных механизмов взаимодействия власти и общества становится актуальным развитие института народной законодательной инициативы.
Особое значение приобретает наличие механизма обратной связи между органами власти и населением в кризисных условиях. В последние годы в российском обществе идет рост инициативности граждан, которые хотят помочь государству в борьбе с кризисными явлениями, увеличивается количество обращений в органы власти, в том числе петиций с законодательными предложениями.
Развитие института народной законодательной инициативы позволяет выявлять реальные общественные потребности в правовом регулировании тех или иных отношений, учитывать интересы различных групп населения, стимулировать их правовую активность.
Цель работы – исследовать становление, современное состояние и перспективы конституционно-правовой института народной законодательной инициативы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать становление, развитие и правовое регулирование народной законодательной инициативы (отечественный и зарубежный опыт);
- проанализировать понятие и особенности народной законодательной инициативы как конституционно-правового института;
- охарактеризовать формы осуществления права законодательной инициативы;
- исследовать особенности осуществления народной законодательной инициативы в условиях электронной демократии;
- выявить тенденции возникновения новых форм народной законодательной инициативы в РФ.
Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы, регулирующие народную законодательную инициативу, зарубежный и отечественный опыт ее функционирования, а также доктринальные разработки и исследования по данной проблематике.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с нормативно-правовым регулированием и реализацией народной законодательной инициативы.
Методы исследования: в работе применялась совокупность всеобщих (диалектический), общенаучных (анализ, синтез, исторический, структурно-функциональный, системный, статистический, моделирования), специально-юридических (формально-юридический, сравнительно-правовой) научных методов познания.
Теоретической основой работы послужили труды ряда ученых: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, Н.А. Богдановой, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, В.В. Комаровой, Д.Л. Кутейникова, И.А. Кравца, В.А. Лебедева, А.Г. Мурашина, В.В. Невинского, Л.А. Нудненко, В.В. Пылина, Б.С. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, В.И. Фадеева, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина, В.С. Якушева и др.
Структура исследования определена поставленными целями и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников информации.
В выпускной квалификационной работы проведен комплексный анализ конституционно-правового института народной законодательной инициативы в Российской Федерации.
В первой главе выпускной квалификационной работы исследован конституционно-правовой институт народной законодательной инициативы.
Мы проанализировали становление, развитие и правовое регулирование народной законодательной инициативы: отечественный и зарубежный опыт. Было выявлено, что выделяют несколько этапов становления и развития института народной законодательной инициативы в России: 1) древнерусский этап (IX–XIII вв.) связан с отсутствием четкой дифференциации институтов народовластия, их различные элементы проявлялись в вечевых собраниях; 2) московский этап (XIV–XVII вв.), для которого характерен отказ от большинства институтов непосредственного народовластия, развиваются лишь его консультативные формы; 3) имперский этап (XVIII – начало XX в.) связан с дальнейшей регламентацией института обращений граждан, который постепенно утрачивает свое правотворческое значение к концу данного исторического периода, приобретая социально-экономическую направленность; 4) советский этап (20–80-е гг. XX в.) характеризуется преобразованием института обращений из прошений в право граждан, впервые возникает правовая регламентация и практика проведения референдумов разных уровней, функционируют институты наказов избирателей и всенародных обсуждений законопроектов; 5) переходный этап (90-е гг. XX в. – первое десятилетие XXI в.) связан с возникновением подхода рассмотрения народной правотворческой инициативы как самостоятельного института народовластия; 6) современный этап (первое десятилетие XXI в. – по настоящее время) характеризуется интенсивным и экстенсивным развитием народной правотворческой инициативы на региональном и муниципальном уровнях. Происходит модернизация ее процедуры, а также увеличение прозрачности за счет использования информационных технологий. Народная правотворческая инициатива становится самостоятельным предметом изучения в юридической и политологической науке. Что касается зарубежных стран, то во многих из них народная правотворческая инициатива обладает широким правовым регулированием. Для стран Европы, Южной и Центральной Америки характерно закрепление народной правотворческой инициативы в Конституциях и специальных нормативных актах. Широкий перечень проявлений народной правотворческой инициативы на всех уровнях публично-территориальных образований свидетельствует о законченной институционализации народной правотворческой инициативы во многих странах.
Мы раскрыли понятие и сущность народной законодательной инициативы как конституционно-правового института. Народная законодательная инициатива – это демократический механизм, который позволяет гражданам в качестве инструмента участия регулировать конкретную сферу в сроки, установленные законом. Народная правотворческая инициатива урегулирована в основных законах 35 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов народная правотворческая инициатива регулируется специальными законами. Правовое регулирование в регионах крайне неоднородно и развивается по различным моделям с отдельными особенностями. Вместе с тем, на данный момент проявления института народной правотворческой инициативы на региональном уровне маловостребованы, тем не менее уже имеет место практический опыт ее осуществления. Почти ежегодно принимаются новые специальные законы в субъектах Российской Федерации.
Также мы исследовали формы осуществления права законодательной инициативы, такие как: законодательное предложение (идея, концепция будущего закона) и готовый законопроект (текст будущего закона со всеми его реквизитами). Регионы обладают широкой самостоятельностью по вопросу конституционно-правового регулирования наделения граждан правом законодательной инициативы.
Во второй главе выпускной квалификационной работы исследованы проблемы и перспективы развития народной законодательной инициативы в РФ.
Развитие информационных технологий привело к тому, что многие прогнозируют неизбежность прямой электронной демократии как самой эффективной системы управления государством в эпоху информационного общества. Выделим ряд направлений, способных обеспечить развитие электронной демократии в рассматриваемой сфере: обеспеченность населения электронными средствами общения; широкая информирование населения о том, что институты электронной демократии можно применять; о правилах их применения; о правах и обязанностях участников данных процессов; четкое правовое формулирование последствий народных инициатив для соответствующих органов местного самоуправления и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц – в плане организации обсуждения инициатив и их превращения в реальные проекты нормативных правовых актов; создание действенного механизма независимого общественного контроля над соответствующими процессами, особенно в целях предотвращения попыток бюрократии на уровне муниципальных образований или субъектов Российской Федерации. Конституционно-правовое значение разработки действенного механизма реализации электронной правотворческой инициативы обусловливается потребностью реализации народовластия в новых условиях, формируя пространство надлежащей реализации функции правотворчества населением
Существует несколько моделей закрепления народной законодательной инициативы в законодательстве Российской Федерации. По нашему мнению, следует использовать модель, при которой граждане подают инициативу после сбора подписей на Интернет-ресурсе в Совет Федерации. Последний общим голосованием палаты решает вопрос о направлении инициативы в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы. Большую часть процедур, по нашему мнению, следует производить на Интернет-ресурсе, который должен быть создан с учетом новейших информационно-коммуникационных технологий, в том числе технологии распределенных реестров.
Таким образом, активное и разнообразное участие населения в правотворчестве должно реализовываться на разных стадиях данного процесса в форме народной законодательной инициативы, публичных слушаний, совмещенных с общественной экспертизой, собраний и конференций граждан, опросов граждан, обращений граждан в органы местного самоуправления. Нормативное закрепление эффективных механизмов участия населения в правотворчестве будет способствовать развитию демократического гражданского общества, предоставляя гражданам возможность управлять делами государства и защищать свои интересы. Многообразие форм народной законодательной инициативы позволит надеяться на нераспространение протестных форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления, таких как забастовки, шествия, пикеты и т.д.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования