Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Коррекция тревожности у старших подростков
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности у старших подростков 7
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Феномен тревожности у старших подростков 10
1.3. Средства коррекции тревожности у старших подростков 16
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование уровня тревожности у старших подростков 22
2.1. Диагностика уровня тревожности у старших подростков 22
2.2. Реализация средств коррекции тревожности у старших подростков 29
2.3. Эффективность реализации средств коррекции тревожности у старших подростков 33
Заключение 41
Библиографический список 43
Проблема подростковой тревожности является одной из наиболее актуальных проблем современной психологии. Это связано с тем, что тревожность, приобретая устойчивую форму, может стать причиной неврозов, нарушения поведения и ряда других эмоциональных нарушений.
Повышенный уровень тревожности в старшем подростковом возрасте может повлиять негативным образом на здоровье, поведение, продуктивность деятельности. Все эти факторы неизбежно приводят к ухудшению уровня успеваемости. Повышенный уровень тревожности может привести к понижению самооценки, потере веры в свои возможности, агрессивному поведению. Все это мешает личности функционировать в социуме, проявлять себя и видеть свои сильные стороны.
В старшем подростковом возрасте это приобретает аспект особой значимости, потому что повышение уровня ситуативной тревожности может повлиять не только на взаимоотношения с учителями, сверстниками и успешность прохождения экзаменационных испытаний, но и на выбор дальнейшего жизненного пути, работы.
Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит психологов перед необходимостью более ранней диагностики уровня тревожности, как личностной, так и ситуационной.
Проблемой с тревожности занимались такие ученые как: В. Н. Астапов, Л.И. Божович, К. Гольдштейн, Н. Д. Литвинов, И.П. Павлов, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, Б. Филиппс, З. Фрейд, Ю.Л. Ханин, К. Хорнии другие.
Анализ научных исследований и состояния проблемы коррекции тревожности у старших подростков выявил противоречие между:
- потребностью практической психологии личности в определении наиболее эффективных средств коррекции тревожности старших подростков и недостаточной разработанностью практической стороны этого вопроса в практике школьного образования.
Цель данного исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации средств коррекции тревожности у детей старшего подросткового возраста.
Объект исследования - тревожность старших подростков.
Предметом исследования является психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших подростков.
Гипотеза исследования - существует взаимосвязь между гендерными особенностями и тревожностью проявляющейся у старших подростков.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы коррекции тревожности у старших подростков;
- провести опытно-экспериментальное исследование уровня тревожности у старших подростков;
- выявить критерии и уровни тревожности старших подростков;
- разработать и реализовать средства коррекции тревожности старших подростков; проверить эффективность данной реализации.
Методологическую основу исследования составили научные труды таких отечественных и зарубежных ученых как: К. Гуард (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (3. Фрейд, К. Хорни); теория Ч.Д. Спилбергера; концепции отечественных психологов (Захаров, И. В, Дубровина, В.Р. Кисловская, Л.И. Божовия, К.С. Лебединская, В.В. Суворова, А.М. Прихожан, Н.Д. Левитов, Давыдов), которые рассматривают тревожность с точки зрения ее функций выделяя тревожность двух типов: реактивную и личностную, что впрочем, совпадает с теорией Ч.Д. Спилбергера, который различает состояние тревоги и тревожность, как свойство личности. Тревожность в функциональном подходе рассматривается, как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; тестирование; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое их отображение; методы статистической обработки данных.
База исследования: Опытно-экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе №2 г. Тюмень, в 10 классе. В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса в количестве 25 человек. Возраст детей – 14-15 лет.
Этапы исследования:
1. Постановочный этап (май 2017 – июнь 2017) – изучение и анализ литературы по проблеме коррекции тревожности у подростков, выявление противоречий, объекта, предмета исследования, постановка проблемы, цели, задач, формулирование гипотезы, разработка этапов исследования и структуры работы.
2. Собственно-экспериментальный (июль 2017- август 2017) – опытно-экспериментальное изучение возможностей средств коррекции тревожности у старших подростков.
3. Интерпретационно-оформительский этап (август 2017 - сентябрь 2017) – количественная и качественная обработка полученных данных, формулировка выводов исследования и литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость: уточнено понятие «средства коррекции тревожности» применительно к старшему подростковому возрасту, определены особенности тревожности у старших подростков.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы «Семь сказок радуги» по коррекции тревожности старших подростков, которые могут быть использованы педагогами-психологами в образовательном процессе; результаты исследования могут оказать помощь родителям и педагогам в коррекции тревожности у детей старшего подросткового возраста.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, 35 наименований литературных источников. Работа иллюстрирована 6 гистограммами, 8 таблицами.
Общий объем работы составляет 45 страниц печатного текста в компьютерном исполнении.
В отечественной психологии тревожность традиционно рассматривалась как проявление неблагополучия. Анализ литературы позволяет рассматривать тревожность с различных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.
Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.
Проанализировав вопрос о возрастных особенностях проявления тревожности, был сделан вывод, что в подростковом возрасте все большее значение приобретает мнение сверстников и межличностные отношения.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка.
Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.
Таким образом, вопросы изучения подростковой тревожности занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов - выявление причин возникновения и способов коррекции тревожного поведения.
Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой проходил на уровне констатирующего и формирующего эксперимента.
В ходе эксперимента был подобран диагностический материал и оборудование и проведена диагностика с помощью следующих методик «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса», «Шкала личностной тревожности», тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера), Опросник EPQ направленных на исследование уровня и характера тревожности, связанной со школой; определение тревожности по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни; измерение тревожности как личностного свойства и как состояния; изучение особенностей личности детей подросткового возраста. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей подростков.
Анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы, что существует взаимосвязь между гендерными особенностями и тревожностью проявляющейся у подростков.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста