Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и порядок применения
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ 12
1.1 Понятие и цели мер административного пресечения 12
1.2 Классификация мер административного пресечения 19
1.3 Особенности производства по применению мер административного пресечения 26
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ 30
2.1 Правовое регулирование мер административного пресечения 30
2.2 Основания и порядок применения мер административного пресечения 36
2.3 Правовые проблемы применения мер административного пресечения и пути их решения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность темы исследования состоит в том, что административное принуждение, как отраслевой вид государственного принуждения и метод государственного управления, позволяет обеспечить законность и правопорядок, личную и общественную безопасность граждан. С точки зрения способа охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, административное принуждение представлено мерами предупреждения, пресечения, административной ответственности и процессуального обеспечения. Вопросы, связанные с совершенствованием правовых основ применения перечисленных мер принуждения, постоянно находятся в поле зрения учёных-административистов.
Более пристальное внимание учёных и законодателя уделяется совершенствованию правового регулирования оснований и порядка применения мер административной ответственности, а также мер процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, т.е. мер пресечения, непосредственно связанных с реализацией административной ответственности как вида юридической ответственности.
Особое и не менее важное место в механизме правоохраны занимают меры административного пресечения, применение которых позволяет обеспечить общественную безопасность, профилактику или оперативное прекращение административно и уголовно наказуемого деяния, позволяет предотвратить наступление вреда охраняемым законом общественным отношениям.
Широкими полномочиями по применению перечисленных видов административного принуждения наделены, прежде всего, органы внутренних дел (полиция), поскольку именно эти органы предназначены для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Обновлённое законодательство, регламентирующее полномочия полиции, хотя и внесло определённую ясность в основания и порядок применения её сотрудниками мер административного предупреждения и пресечения, однако содержит пробелы, дефектные нормы, трудновыполнимые положения. В результате, при применении отдельных мер административного пресечения, уполномоченные должностные лица при отсутствии достаточно чёткого правового регулирования вынуждены руководствоваться усмотрением, рискуя нарушить законность, либо воздерживаются от применения отдельных мер пресечения, если существует возможность причинения нарушителю тяжкого вреда и при этом отсутствуют надёжные гарантии правовой защиты субъекта принуждения.
Следует констатировать, что нормативное правовое регулирование указанных мер пресечения не в полной мере учитывает концептуальные представления о сущности форм административного пресечения, о содержании и структуре норм, закрепляющих конкретные способы принудительного воздействия, основания и порядок их реализации. В определённой степени это связано с тем, что в теории административного процесса нет чёткой ясности в отношении мер административного пресечения, не относящихся к числу административных наказаний, что затрудняет выработку предложений по совершенствованию правовых норм, регламентирующих указанные меры пресечения. Всё вышеизложенное свидетельствует об актуальности данной проблематики.
Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся при применении уполномоченными субъектами принудительных мер административного пресечения.
Предметом исследования выступают имеющиеся в науке представления о принудительных мерах пресечения, правовые нормы, регламентирующие основания и порядок их применения, а также правоприменительная практика реализации этих норм.
Целью работы является комплексное исследование понятия, целей, видов и порядка применения мер административного пресечения.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и цели мер административного пресечения;
- исследовать классификацию мер административного пресечения;
- проанализировать особенности производства по применению мер административного пресечения;
- исследовать правовое регулирование мер административного пресечения;
- выявить основания и охарактеризовать порядок применения мер административного пресечения;
- проанализировать правовые проблемы применения мер административного пресечения и предложить пути их решения.
Для решения поставленных задач в данной работе использовались следующие методы исследования: общенаучные методы (анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования, восхождения от абстрактного к конкретному, системный), частные методы общественных наук (социологический и статистический), специальные методы юридических исследований (формально-юридический и сравнительно-правовой).
Степень разработанности проблемы. Проблеме административного принуждения в целом и его отдельным формам были посвящены фундаментальные исследования Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, И.А. Галагана, М.И. Еропкина, А.И. Каплунова, А.П. Клюшниченко, А.П. Коренева, И.В. Максимова, Л.Л. Попова, А.В. Серегина, А.Ю. Соколова, Ю.П. Соловья, В.А. Тюрина, А.П. Шергина и др.
Анализу применения различных видов специальных мер административного пресечения посвящены кандидатские диссертации А.В. Мингеса, В.Н. Опарина, Г. И. Калмыкова, А.М. Сильникова и других учёных.
Вместе с тем по ряду вопросов, имеющих как фундаментальное, так и прикладное значение, в этих исследованиях высказываются противоречивые суждения, к примеру, о целевом назначении и порядке применения ряда мер административного принуждения, не являющихся мерами административной ответственности, что не позволяет выработать единого подхода к их правовому регулированию.
Эмпирическую и нормативно-правовую базу составили Конституция Российской Федерации; административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации, предусматривающее меры административного пресечения и порядок их применения; федеральные законы; ведомственные нормативные акты, регламентирующие правоприменительную деятельность в данной сфере; решения Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, а также решения судов субъектов Российской Федерации по делам о применении конкретных мер административного пресечения.
Практическая значимость работы определяется тем, что его результаты могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, связанной с анализом различных аспектов установления и реализации мер административного пресечения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, степень разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, рассмотрены методы теоретического и эмпирического исследования, сформулированы основные положения, определена теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе раскрывается понятие и цели мер административного пресечения, исследуется классификация мер административного пресечения; анализируются особенности производства по применению мер административного пресечения.
Во второй главе проводится исследование правового регулирования мер административного пресечения, выявляются основания и дается характеристика порядку применения мер административного пресечения, анализируются правовые проблемы применения мер административного пресечения и предлагаются пути их решения.
В заключении выпускной квалификационной работы приведены основные выводы и предложения, сформулированные в результате проведенных исследований.
Исходя из приведенных точек зрения, меры административного пресечения стоит рассматривать как юридические способы и средства психического или физического воздействия, предусмотренные нормами административного права, которые могут применять сотрудники органов внутренних дел для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства субъекта административной власти в действие (деятельность) нарушителя.
Анализ различных точек зрения на вопрос о классификации мер административного пресечения позволяет сделать определенные выводы. Главная сложность классификации данных мер административного пресечения состоит в том, что обстоятельств, влияющих на их содержание и характеристику, достаточно много. В силу этого классификацию можно проводить, выделяя различные группы мер административного пресечения. Однако необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на их содержание и оценку, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Если данный принцип не соблюдается, то классификация будет односторонней.
В качестве мер пресечения могут предпринять следующие действия: требовать прекращения совершения противозаконные действия; принудительно лечить граждан, которые, ввиду своей болезни, опасны для окружения; отстранить на какое-то время от работы инфицированных больных; запретить использовать неисправный транспорт; аннулировать лицензию или разрешение; закрыть организацию, учреждение или их подразделение при нарушении пожарной безопасности; запретить провоз взрывоопасных или ядовитых веществ, в случае правонарушения; применить физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие и т.д.
Административное пресечение имеет такую особенность, она определяет больший круг субъектов, к которым можно применить данную меру. Такими субъектами могут являться лица, не достигшие 16-летнего возраста, невменяемые, лица, обладающие дипломатическим или депутатским иммунитетом, военные, и работники правоохранительных органов, при совершении нарушений.
Принятие решения о применении меры административного пресечения включает в себя квалификацию уполномоченным должностным лицом юридического факта, подведение его под гипотезу или диспозицию правовой нормы, устанавливающей основание применения соответствующей меры принуждения. то есть принимается решение о наличии основания для применения меры административного пресечения.
Множественность нормативных источников, регулирующих меры административного пресечения в первую очередь создает серьезные затруднения для правоприменителя и в определенном случае вводит в заблуждение субъектов в отношении которых применяются меры административного пресечения.
В настоящее время назрела объективная необходимость объединения в одну меру пресечения таких процессуальных мер, как доставление и административное задержание, возможно это обусловлено тем, что данные меры логически взаимосвязаны и, по сути, оформляются одним процессуальным документом – протоколом об административном задержании. Возникает необходимость внести изменение в бланк протокола об административном задержании, где целесообразно создать графу, в которой следует указывать информацию о том, применялись ли в отношении задержанного лица физическая сила, специальные средства или служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения.
Сложившаяся правоприменительная практика требует дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего применение мер административного пресечения.
Также при анализе правоприменительной практики установлено, что меры административного пресечения, реализуемые в правоохранительной деятельности, разнообразны, однако порядок их применения закреплен различными законодательными актами, которые не всегда взаимосвязаны, возникает необходимость в закреплении в Федеральном законе «О полиции», таким образом, предлагается законодателю изменить название главы 4 Федерального закона «О полиции» изложив его: «Применение полицией мер государственного принуждения и мер административного пресечения», ввести в главу 4 Федерального закона «О полиции» ст. 14.1 изложив в ней исчерпывающего перечня мер административного пресечения, изложив ее в следующей редакции: «Статья 14.1: Полиция имеет право применять следующие меры административного пресечения:
- соподчиненности (официальное требование о прекращении правонарушения, запрещение эксплуатации транспорта) и вспомогательные (административное задержание, задержание имущества, приостановление работы объекта разрешительной системы, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
– в виде средств психического (официальное требование о прекращении правонарушения) и физического воздействия (доставление, административное задержание, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
– общего назначения (доставление, административное задержание и др.) и меры специального назначения (применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).
Указанное изменение придаст более высокий статус мерам административного пресечения, реализуемым в деятельности сотрудников полиции.
Таким образом, меры административного принуждения занимают важное место в деятельности полиции, применение которых направлено на обеспечение безопасности, правопорядка и охраны, соблюдение законов и законности государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, характеризуется специальными методами и средствами осуществления.
В отличие от общего государственного принуждения меры принуждения, осуществляемые органами полиции, основывается не только на нормах административного, но и уголовного законодательства, поскольку уполномочиваются на применение специальных правовых средств – меры прямого принуждения: задержание, доставление, досмотры, физическую силу, специальные средства, оружие, проведение оперативно-розыскных мероприятий и т.д.
Таким образом, считаем необходимым изменить формулировку ст. 1 Закона о полиции, изложив ее в следующей редакции: «Статья 1. Задачи полиции. Задачами полиции являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также – граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности».
Подобные работы
- Административная ответственность юридических лиц
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Актуальные правовые проблемы регулирования кредитного договора и пути их решения
- Анализ федерального закона о статусе судей в РФ
- Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции
- Виды гражданских правоотношений
- Вина как условие гражданско-правовой ответственности
- Вопросы уголовной ответственности за экологические преступления
- Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- Групповые и косвенные иски