Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Метод проблемного обучения и его роль в преподавании русского языка
Введение 3
1. Теоретические основы проблемного обучения в преподавании русского языка 5
1.1. Понятие проблемного обучения, его виды 5
1.2. Цели и функции проблемного обучения 9
1.3. Отличительные особенности метода проблемного обучения 12
2. Методологические основы проблемного обучения и его роль в преподавании русского языка 19
2.1. Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка 19
2.2. Анализ опыта проблемного обучения, способствующего формированию универсальных учебных действий в рамках ФГОС на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Имена существительные общего рода» 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
В современной России в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения. Появились новые возможности для реализации на практике и проблемного обучения.
Сейчас появилось много вариативных учебников и задачников, в которых учитель может подчеркнуть в свой «арсенал» новых методов обучения. Одним из них, однако относительно не новым, является метод проблемного обучения. В современных условиях, когда интерес школьников снижается не только к изучению русского языка, но и вообще к учению, важно повышать и активизировать учебную деятельность. В основе проблемного обучения лежит создание проблемных (противоречивых) ситуаций и он позволяет активизировать учебную деятельность; столкнув ребенка с противоречием в ходе решения задач мы затрагиваем внутреннею мотивацию учащегося, побуждаем его к разрешению возникшего противоречия.
Когда на занятиях учащийся сталкивается с противоречием, то затрагивается его внутренний мир, его «я», у него возникает вопрос – «почему именно так, а не то, что я представлял?». У него возникает личная заинтересованность в поиске ответа на вопрос, т.е. появляется тот эмоциональный фон, который приводит к повышению активности мыслительный деятельности. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.
Разработка основных положений проблемного обучения связана в российском образовании с именами Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, Г.К. Селевко, М.Н. Скаткина и др.
Цель исследования – исследовать метод проблемного обучения и выявить его роль в преподавании русского языка.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие проблемного обучения, его виды;
- охарактеризовать цели и функции проблемного обучения;
- выявить отличительные особенности метода проблемного обучения;
- проанализировать методическую целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка;
- провести анализ опыта проблемного обучения, способствующего формированию универсальных учебных действий в рамках ФГОС на уроке русского языка в 5 классе при так же изучении темы «Имена существительные общего рода».
Объектом исследования является метод проблемного обучения и его роль в преподавании русского языка.
Предметом исследования выступают приемы и проблемные задачи/ситуации проблемного обучения русскому языку.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует так же о разнообразии определения «проблемное обучение», кроме того которое понимается как «тип обучения, характеризующихся активной и самостоятельной поисковой кроме того деятельностью учащихся, в результатечего и происходит так же творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей».
Виды проблемного обучения, используемые в учебном процессе, имеют свои специфические черты, выбор которых определяется деятельностью учащихся на уроке: поиск и открытие нового знания, поиск способа применения известного знания в новой ситуации и художественное отображение так же действительности на основе творческого воображения.
Методами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские, при так же которых учащиеся самостоятельно находят и исследуют проблемы, творчески применяют и добывают знания.
Проблемная ситуация является основным понятием проблемного обучения, условием возникновения которого является необходимость в новом способе действия.
Уровни проблемности в обучении рассматриваются большинством так же авторов в зависимости от степени самостоятельности учащихся в постановке и решении проблемы: уровень обычной несамостоятельной активности, уровень полусамостоятельной активности, уровень самостоятельной (продуктивной) активности и уровень творческой активности.
Проблемное обучение, как и любой тип обучения, имеет свои отличительные особенности, цели и функции. Главными особенностями являются: «частично-поисковый», «эвристический», «исследовательский» и «рефлексивный» характер деятельности учащихся на уроках; учитель является помощником, консультантом, организатором в учебной деятельности; учащиеся творческим путем добывают знания. Проблемное обучение позволяет развивать мышление, способности и творческие умения учащихся, усваивать учащимися более глубоких и прочных знаний, воспитывать активную творческую личность учащегося.
Было выяснено, что условием проблемного кроме того обучения составляют проблемные ситуации, содержанием которой является учебная проблема, решаемая в виде проблемных заданий, задач и вопросов.
Структурно-содержательные особенности проблемного обучения следующие: постановка учителем проблемной задачи перед учениками; выдвижение учащимися гипотез, путей решения проблемной задачи; проверка гипотез; обобщение результатов.
Поиск решения, выдвижение гипотез учениками и само решение проблемной задачи требует творческого мышления, познавательной практики, анализа и синтеза, выявления противоречий и прочих мыслительных операций. На пути к решению проблемной задачи учащиеся не только получают новые знания, но и поднимаются на новую ступень в своем так же интеллектуальном развитии. Способствуя активизации кроме того мышления и речи школьников, проблемная ситуация повышает их интерес к процессу обучения. Личность учащегося и есть ядро проблемной ситуации.
Таким образом, при проблемном обучении ученик становится субъектом своего обучения, и в результате этого он получает новые знания, овладевает новыми способами действия, универсальными учебными действиями.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста