Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Методы разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска
ВВЕДЕНИЕ 3
- ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 6
1.1. Понятие и особенности разработки и принятия управленческих решений 6
1.2. Методы и порядок формирования управленческих решений 12
1.3. Специфика принятия управленческих решений в условиях неопределённости (нормы) 22
Выводы по главе 27
- ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕИЗВЕСТНОСТИ И РИСКОВ 30
2.1. Эффективность поиска и оценки информации 30
2.2. Анализ управленческих решений на практике 34
2.3. Актуальные проблемы качества принимаемых решений 43
2.4 Пути совершенствования принятия решения и строительства скоростной дороги 48
Выводы по главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность темы исследования. Произошедшие в экономике России за последние годы изменения выявили ряд дискуссионных и актуальных проблем, носящих теоретический и прикладной характер и имеющих чрезвычайно важное значение для устойчивого функционирования и развития экономики. К приоритетным проблемам относятся вопросы теории, методологии и практики принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности.
Рыночная ориентация все больше требует от хозяйственных руководителей умения видеть перспективы, принимать эффективные стратегические управленческие решения в сложившихся рискованных условиях хозяйствования. Кроме того, в целях обеспечения устойчивости функционирования предприятий в изменяющихся, неопределенных условиях хозяйствования необходимо соблюдение и использование основных принципов стратегического менеджмента, реализация которых должна осуществляться, прежде всего, через принятие эффективных управленческих решений, основанных на системном подходе, анализе внешних и внутренних факторов, прямо или косвенно влияющих на деятельность предприятия.
Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления – принятие решений. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а, следовательно, и эффективность деятельности всей организации. Особенно внимательно надо относиться к разработке и принятию управленческих решений в условиях риска.
Цель исследования – исследовать методы разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и особенности разработки и принятия управленческих решений;
- охарактеризовать методы и порядок формирования управленческих решений;
- исследовать специфику принятия управленческих решений в условиях неопределённости (нормы);
- провести анализ управленческих решений на практике (на примере строительства скоростной железной дороги Москва – Казань);
- выявить актуальные проблемы качества принимаемых решений;
- предложить пути совершенствования принятия решения и строительства скоростной дороги.
Объект исследования – методы разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Предмет исследования – система управленческих решений в условиях риска строительства скоростной железной дороги Москва – Казань.
Методы исследования: системный анализ и синтез, метод сравнения, графоаналитический метод и т.д.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованием вопросов разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска в разное время занимались Балабанов И.Т., Васильева А.В., Горшков В.В., Друкер П.Ф., Завлин П.Н., Кретова Е.А., Котлер Ф., Круглов М.И., Кристенсен К., Менш Г., Мильнер Б.З., Мур Д., Никсон Ф., Пригожин А.И., Санто Б., Твисс Б., Уткина Э.А., Шеремет А.Д., Яковец Ю.В. и другие. Следует отметить, что каждое из этих исследований раскрывает исключительно важный аспект данной проблемы, но степень ее разработанности в новых условиях недостаточная.
Информационной основой исследования стала статистическая информация, нормативные правовые акты, труды К.В. Балдина, Р.В. Батрика, Ю.И. Башкатова, Н.А. Карданской, Е.А. Саркисовой, Е.Н. Станиславчика, Р.А. Фатхутдинова и других.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе проведено комплексное обобщение теоретико-методологических основ принятия управленческих решений, а также проводится анализ управленческих решений на практике (на примере строительства скоростной железной дороги Москва – Казань).
Практическая значимость исследования состоит в разработанных рекомендациях по совершенствованию процессов разработки и принятия управленческого решения в условиях риска строительства скоростной дороги.
Структура и объём работы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав (семь параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы. Работа включает 70 страниц, 2 таблицы, 12 рисунков. Список литературы содержит 41 наименование.
В научной литературе по теме исследования существует много определений, характеризующих сущность управленческого решения. Многие из них заслуживают положительной оценки, однако есть немало определений, вызывающих неоднозначные мнения. Анализ отдельных определений позволяет сделать вывод, что дать универсальную трактовку понятия «управленческое решение» невозможно, поскольку область его исследования многогранна. Можно согласиться с мнением большинства ученых, что управленческое решение представляет собой результат анализа, выполненного на основе исследования управленческой ситуации, итог выбора субъектом управления из всей совокупности имеющихся альтернатив конкретного варианта действий, направленных на достижение поставленных целей. При этом содержание управленческого решения определяется целью управленческого воздействия. Процесс принятия управленческих решений, учитывая его ключевую роль в модели управления предприятием, обусловливает высокую степень сложности принятия эффективных управленческих решений, их максимальную развернутость, индивидуальную и коллегиальную форму, разнообразие этапов процесса принятия решений и их методов, специфичность форм ответственности за принимаемые решения.
Самым желательным условием, в котором менеджеру приходится искать решение производственных задач, является ситуация определенности. Неопределенность представляет собой наличие нескольких возможных исходов каждой альтернативы. Решения, принимаемые в таких условиях, называются решениями в условиях неопределенности. Неопределенность может выступать необходимым и достаточным условием рискованного принятия управленческого решения. Под риском следует понимать такое действие, при направлении которого на цель, возникает опасность, угроза потери или неудача. Неопределенность предполагает, что известна лишь часть входящих данных, а риск обычно связан с потенциальными потерями ресурсов и непредсказуемостью последствий. Различные условия приводят к тому, что менеджеры применяют разные методы поиска решений. Традиционно методы поиска нужного варианта делят на импульсивные, рациональные, интуитивные, эвристические. Однако в менеджменте предпочтительными считаются техники принятия решений, основанные на рациональном подходе. При этом у каждого руководителя для поиска решения обычно нарабатывается с опытом собственный, авторский алгоритм. Традиционно порядок формирования управленческих решений включает в себя следующие этапы: диагностика проблемы; подготовка к принятию решения; разработка условий и критериев принятия решения; формулировка желаемого решения и постановка цели; оценка вариантов; принятие решения; постановка задач; реализация; контроль исполнения решения; оценка эффективности и отчетность.
В каждой организации руководитель сталкивается с риском и неопределенностью в процессе принятия управленческого решения, и для того чтобы эффективно принимать такие решения ему на помощь приходят специальные органы, которые занимаются прогнозированием, оценкой и контролем риска. Успешное функционирование организации без анализа учета риска и неопределенности попросту невозможно, так как любое решение в организации должно проходить риск-контроль, иначе всё может обернуться непредсказуемыми для компании последствиями. Разработка управленческих решений является важным этапом, который собирает все его элементы воедино и закладывает основу для реализации. При разработке управленческих альтернатив необходимо учитывать неопределенность и риск, так как это позволяет руководителю принимать наиболее оптимальные решения и получить наиболее желательные результаты последствий принятых решений. Однако какими идеальными не были бы методы по принятию решений в условиях риска, предприниматель – это человек, который не боится рисковать в условиях неопределенности, поэтому так важно определять и понимать природу риска, чтобы успеть его предотвратить или обратить себе на пользу.
Возможность преодоления неизвестности и рисков возникает только при высокой эффективности поиска и оценки информации. Оценка информации при принятии управленческих решений – это исследование путем разложения на составляющие совокупности сведений, применяемых в процессе принятия управленческих решений. Оценки характеризуются тем, что базируются на статистических приемах или на умозаключениях, а не на прямом подсчете или наблюдении. При анализе информации в процессе принятия управленческого решения целесообразно формировать аналитический материал, в котором отражаются основные тенденции и особенности развития ситуации. Таким аналитическим материалом должны заниматься компетентные специалисты.
Реализация проекта ВСМ Москва – Казань является катализатором развития территорий. Ее строительство позволит удовлетворить растущий спрос населения на междугородние пассажирские перевозки, сократить время пассажиров в пути и предоставить пассажирам качественно новый уровень обслуживания. Кроме того, в результате развития прилегающих к ТПУ территорий возможно формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.
В настоящее время имеются значительные проблемы качества принимаемых решений строительства ВСМ Москва – Казань. В частности, это проблемы финансирования и экономической эффективности. Но так как это управленческое решение имеет огромную социальную значимость, думается что этот проект можно реализовать предложив экономически обоснованные пути совершенствования принятия решения и строительства скоростной дороги.
В целях совершенствования принятия управленческого решения: строительства ВСМ Москва-Казань и минимизации рисков предлагается использовать при финансировании государственно-частное партнерство. Предложенный алгоритм финансирования показывает, что эффективность проекта возможна, учитывая модель финансирования при государственном участии (80%) и частном (20%). Допустимый срок окупаемости для привлечения частных инвестиций на железнодорожном транспорте составляет 10-15 лет. Модель 80/20 учитывает социальную значимость от реализации проекта, а также общегосударственный характер. Приоритетной задачей стояло формирование возврата денежных средств для частного сектора, тем самым было предложено несколько альтернативных решений по финансированию и распределению доходной составляющей, учитывая индивидуальный подход по каждому концессионеру.
Высокоскоростные магистрали являются многомиллиардными проектами с огромным количеством потенциальных рисков – от непредвиденных сложностей в постройке мостов или туннелей и проблем при учете плотно заселенных городских территорий до задержек в сооружении сопутствующей инфраструктуры. Распределение рисков между государством и частными компаниями позволяет реализовать проект таким образом, что он будет более удобным и выгодным для всех заинтересованных сторон.
Подобные работы
- Гостиничный менеджмент
- Интернет как платформа современных конфликтов
- Использование информационных ресурсов в финансовом менеджменте организации
- Какую пользу принесёт реализация концепции КСО для России? Целесообразно ли компаниям России сегодня выстраивать свою деятельность в соответствии с концепцией КСО?
- Коммуникационные стили в управлении
- Контрольная работа по дисциплине: «Теория менеджмента» СТИ НИТУ «МИСиС»
- Конфликтная природа современной массовой культуры
- Лидерство и руководство в органах исполнительной власти
- Менеджмент как вид деятельности. Виды менеджмента
- Менеджмент как деятельность, наука и искусство