Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Методы регулирования конфликтов в виртуальных сообществах сети Интернет
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и особенности виртуальной коммуникации 6
1.2. Конфликтогенность Интернет-сообществ 12
1.3. Характерные черты конфликтов в сети Интернет 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 27
2.1. Методы разрешения конфликтов в сети Интернет 27
2.2. Исследование конфликтов в сети Интернет у молодежи 32
2.3. Рекомендации по снижению конфликтности виртуальной коммуникации молодежи 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Отличительной особенностью современного коммуникативного пространства является все более частое использование в нем бескомпромиссных форм дискурса. Это можно считать отражением общей ситуации радикализации общественного сознания, можно объяснять актуальным доминированием своеобразных шаблонов межличностного восприятия, основанных на бинарных системах оценок, можно апеллировать к парадоксам повышенной субъектности нашего современника, которая нередко выражается в его приверженности к крайним и эмоционально нагруженным мнениям и точкам зрения. Вопрос о возможных причинах подобного - во многом открытый, несмотря на очевидный междисциплинарный интерес к феноменам радикализма в любых его проявлениях. Одним из интересных и слабо изученных аспектов проблемы является вопрос о возможной роли новых информационных технологий в процессе порождения и постоянного воспроизводства радикальных форм дискурса, тем более что наличие множественных агрессивных языковых средств в традиционных СМИ анализируется уже достаточно давно.
Отметим, что при всем разнообразии современной информационной среды пространство Интернет-коммуникации является его формообразующим стержнем и специфической средой массового взаимодействия представителей самых разных групп. Сегодня оно все более и более представлено пространством виртуальных социальных сетей, обладающим такими характеристиками, как определенная анонимность взаимодействия, физическая непредставленность участников, возможность синхронной и асинхронной коммуникации представителей различных социальных групп, недостаточность паравербальных и невербальных средств коммуникации и их символизация, развитие специфического вида языка (net-language). Психологические следствия этих характеристик закономерно являются предметом исследовательского интереса, изучаясь в самых разных аспектах - с точки зрения их влияния на личность пользователя, при анализе возрастных закономерностей развития или же в более широком социализационном ракурсе. Между тем социально-психологические закономерности построения и развития в виртуальном пространстве тех или иных дискурсивных форм в сочетании со связанными с ними конкретными типами взаимодействия представляются еще малоизученными. Очевидно, что с интересующей нас точки зрения наиболее адекватным объектом исследования будет конфликтное взаимодействие в социальных сетях, которое, отметим, также изучено крайне недостаточно.
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется тем, что в настоящее время социальные сети играют огромную роль в жизни современного общества. Ежедневно в них общаются, решают какие-либо вопросы, в том числе конфликты, назначают встречи, ищут интересующую информацию множество людей, а наиболее активными юзерами, безусловно, выступает молодежь.
Степень разработанности проблемы. Заявленная тема выпускной квалификационной работы находится на пересечении нескольких проблемных областей. Так, концепции информационного общества исследовали Белл Д., Масуда И, Стоуньер Т., Тоффлер Э., Кастельс М., Мелюхин И. С., причины возникновения информационных конфликтов исследовали Почепцов Г.Г., Чергинец Н.И, Манойло А.В., Расто ргуев С.П., социа льные сети как вид СМИ исследовали Губан ов С.А., Селез нев Д.А., Скрипак Е. И. Вмест е с тем, сравн итель но меньше и явно недос таточ но исследований по методам регул ирова ния конфликтов в виртуальных сообщ ества х сети Интернет .
Объ екто м иссл едов ания явля ются конф ликт ы в вирт уаль ной комм уник ации .
Пре дмет ом иссл едов ания выст упаю т мето ды регу лиро вани я конф ликт ов в вирт уаль ных сооб щест вах сети Инте рнет.
Цел ь иссл едов ания – иссл едов ать мето ды регу лиро вани я конф ликт ов в вирт уаль ных сооб щест вах сети Инте рнет.
Гипотеза иссле дован ия: прос тран ство соци альн ых сете й как особ ая комм уник атив ная сред а може т влия ть на дина мику конф ликт а, прич ем это влия ние в осно вном прои сход ит чере з возд ейст вие на пост роен ие обра за конф ликт ной ситу ации у ее учас тник ов.
Д ля реал изац ии наме ченн ой цели необ ходи мо выпо лнит ь ряд зада ч:
- Раск рыть поня тие и особ енно сти вирт уаль ной комм уник ации.
- Проан ализи роват ь особенности конфликтогенности Интернет-сообществ.
- Иссл едов ать хара ктер ные черт ы конф ликт ов в сети Инте рнет .
- Охар акте ризо вать мето ды разр ешен ия конф ликт ов в сети Инте рнет.
- Прове сти иссле дован ие конфл иктов в сети Интер нет у молод ежи.
- Разработать реком ендац ии по сниже нию конфликтности вирту ально й коммуникации молод ежи .
Мет оды иссл едов ания: анал из спец иаль ной лите рату ры, науч ных исто чник ов и эмпи риче ские мето ды (анк етир ован ие, конт ент- анал из).
Науч ная нови зна иссл едов ания закл ючае тся в резу льта тах пров еден ного анал иза и обоб щени я совр емен ных особ енно стей конф ликт ов в вирт уаль ной реал ьнос ти.
Теоретическая значи мость работы заклю чаетс я в возмо жност и использования матер иалов работы в научных труда х, методической деяте льнос ти специ алист ов по разре шению конфликтов.
Практическая значи мость исследования заклю чаетс я в том, что резул ьтаты работы могут быть приме нены для снижения конфл иктно сти виртуальной комму никац ии молодежи .
Виртуальная коммуникация в информационном мире становится не только средством связи, технологией общения для удаленных друг от друга субъектов, но и самостоятельным феноменом, обретающим собственную ценность и воздействие на человека, переживающего фазу виртуализации собственной личности.
Конфликтогенность имеет свои особенности в случае протекания конфликтов в Интернет-сообществах. Интернет — это «агрессивная среда». Здесь в основном общаются на «ты», не всегда приветствуют друг друга, не соблюдают правил этикета, а что бывает и хуже, часто встречается грубость и хамство. В Интернете нет сдерживающих факторов, т. к. он в большей своей степени анонимен. Люди, уверенные в своей безнаказанности и анонимности начинают показывать те качества и поступать так, как бы они не поступили в реальной жизни. В качестве субъектов формирования напряженности выступают в Интернет-сообществах выступают тролли и хейтеры. Троллинг — форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации. Хейтер - это человек, который испытывает ненависть или неприязнь (как скрытую, так и открытую) к чему-либо или кому-либо. Хейтер – это тот же тролль, но не простой, а люто ненавидящий предмет своего внимания. К объективным (реалистическим) признакам относятся реально имеющие место явления и процессы, к субъективным (нереалистическим) – негативная реакция пользователей Интернет-сообществ на объективные признаки и состояние конфликтогенной среды. Уровень конфликтогенности Интернет-сообществ характеризует интенсивность напряженности, остроту негативной реакции, раздражения в обществе, отражает степень общественной опасности. Причины в Интернет-сообществах можно разделить по двум типам: естественные: подобные конфликты возникают из-за различий в сложившихся взглядах участников общения; искусственные: данные конфликты возникают из-за отдельных участников, которые специально выстраивают диалог таким образом, чтобы появились противоречивые мнения (троллинг, хейт).
Конфликты в Интернет пространстве – это достаточно частое явление. Всё это влияет на качество сетевого общения. Благодаря анонимности некоторые пользователи сети зачастую специально провоцируют конфликтные ситуации. Самыми распространёнными причинами возникновения конфликтов при общении в социальных сетях являются: неправильное понимание того, что вам написали. Вам в реальной жизни приходилось сталкиваться с тем, что даже при общении вас кто-то не так понимал, а в Интернете это может проявляться ещё больше. Всем потому, что в Интернете вы не видите эмоции и жесты собеседника. В таких ситуациях может возникнуть конфликт из-за недопонимания. Интернет в большей своей степени анонимен. Поэтому, люди ведут себя не так, как в реальной жизни. Из-за этого возникают конфликты.
В современных условиях в эпоху информационного общества особое значение приобретает конфликтологическая подготовка кадров, поскольку мы имеем дело с постоянно изменяющимися условиями, высокой скоростью распространения информации, инновационных компьютерных технологий, которые, в свою очередь, диктуют необходимость своевременной, можно сказать, даже немедленной реакции сторон конфликта, которая невозможна без соответствующего образования.
Для исследования конфликтов в сети Интернет у молодежи нами было проведено анкетирование, а также проведен контент-анализ. С целью выявления значимости социальных сетей в жизни современной молодежи был проведен социологический опрос по разработанной нами анкете.
Анкета состояла из 10 вопросов, с помощью которых мы выяснили место, которое занимают социальные сети в жизни молодых людей. В данном анкетировании приняли участие 20 человек, из них 55% (11 человек) – женщины и 45% (9 человек) – мужчины. Возраст преимущественно 20-23 года, что составляет 75% респондентов, 5% опрашиваемых в возрасте 17 лет и 20% - в возрасте 26 лет. Что касается образования респондентов, то можно сказать следующее: 40% (8 человек) учатся в институте, 10% (2 человека) в школе и 50% (10 человек) получают образование в колледже.
По результатам анкетирования можно прийти к следующему выводу: социальные сети в последние годы сознательно вошли и закрепились в повседневной жизни современной молодежи. По итогам тестирования можно сделать вывод, что молодежь, проходившая данный социологический опрос, используют социальные сети с целью общения, наиболее популярной является социальная сеть Вконтакте. Также можно заметить, что большинство опрошенных часто встречали конфликты в социальных сетях, но редко как-то на них реагировали.
В качестве исходной выборки для контент-анализа выступали тексты постов популярных блогеров, опубликованные в социальных сетях «вконтакте» и «фейсбук», а также комментарии читателей (пользователей) к ним.
В качестве единственно возможной стратегии поведения в конфликтной виртуальной ситуации подавляющее большинство пользователей видят стратегию прямой конкуренции, в которой возможно удовлетворение потребностей только одной из сторон с полным «проигрышем» противоположной. Объективная недостаточность информации о собеседнике и конфликтной ситуации приводит к особого рода критичности при комментариях, сочетающей в себе как полный отказ от адекватного восприятия написанного, так и многочисленные интерпретации происходящего с использованием неаргументированных суждений, подкрепляющих «теорию заговора».
Очевидно, что полученные результаты с необходимостью ставят задачу развития цифровой компетентности пользователей и этики общения в социальных сетях. Поэтому нами разработаны рекомендации по снижению конфликтности виртуальной коммуникации молодежи.
По совокупности полученных результатов представляется возможным утверждать, что основное предположение эмпирического исследования в целом подтвердилось: пространство социальных сетей как особая коммуникативная среда может влиять на динамику конфликта, причем это влияние в основном происходит через воздействие на построение образа конфликтной ситуации у ее участников.
Важная роль в профилактике молодежных конфликтов отводится коммуникативной функции Интернет-СМИ. Анализ роли электронных СМИ в профилактике молодежных конфликтов позволил предложить рекомендации с целью снижения конфликтности виртуальной коммуникации молодежи: поскольку электронные СМИ занимаются информационным сопровождением социальных конфликтов, формируют конфликтологический дискурс, обладающий свойством неоднородности, необходимо организовать специальные обучающие курсы для журналистов; необходимо ввести цензуру на тексты, освещающие острые социальные проблемы, которая содержит профилактическую функцию, заключающуюся в предупреждении конфликтных ситуаций среди молодежи и упрочении социальной стабильности в молодежной среде. В целом, нужно воспитывать среди молодежи культуру общения в виртуальном пространстве, по возможности убрать анонимность общения.
Подобные работы
- Гостиничный менеджмент
- Интернет как платформа современных конфликтов
- Использование информационных ресурсов в финансовом менеджменте организации
- Какую пользу принесёт реализация концепции КСО для России? Целесообразно ли компаниям России сегодня выстраивать свою деятельность в соответствии с концепцией КСО?
- Коммуникационные стили в управлении
- Контрольная работа по дисциплине: «Теория менеджмента» СТИ НИТУ «МИСиС»
- Конфликтная природа современной массовой культуры
- Лидерство и руководство в органах исполнительной власти
- Менеджмент как вид деятельности. Виды менеджмента
- Менеджмент как деятельность, наука и искусство