Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Международно-правовое регулирование деятельности коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау
ВВЕДЕНИЕ 5
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА 12
1.1. Понятие и функции коммерческого арбитража 12
1.2. Единообразные регламенты и Типовые законы, регулирующие деятельность международного коммерческого арбитража 27
- ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА В ГВИНЕЕ-БИСАУ 40
2.1. Закон об арбитраже, основанный на стандартах Типового закона 40
2.2. Действие международных конвенций об арбитраже на территории Гвинее-Бисау 48
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА В ГВИНЕЕ-БИСАУ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 57
3.1. Актуальные правовые проблемы в регулировании международного коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау 57
3.2. Направления совершенствования регулирования международного коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау на основе российского опыта 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Актуальность темы исследования. Интенсивное сотрудничество государств между собой ведет к неизбежному возникновению внешнеэкономических споров и требует независимости от суверенитета государств в их рассмотрении, что осознается всеми современными государствами, и Гвинея-Бисау не исключение. На помощь в таких ситуациях приходит международный коммерческий арбитраж (далее - МКА) - самостоятельный, альтернативный суду порядок рассмотрения споров, ставший уже давно частью системы внешней торговли современных государств и зарекомендовавший себя в качестве надежного способа разрешения споров, осложненных иностранным элементом. Что касается внутреннего, национального арбитража, то о степени его использования можно судить из последующего изложения.
Современные рыночные преобразования в Гвинее-Бисау повлекли за собой неизбежные процессы трансформации сути трансграничной предпринимательской деятельности, ее правового обеспечения, в том числе и в вопросах урегулирования вытекающих из нее спорных отношений.
Исследуя основополагающие тенденции развития института международного коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау как части целостного правового явления, нельзя не сказать о необходимости развития и усовершенствования средств и правовых механизмов, способствующих увеличению роли альтернативных методов разрешения споров над государственными методами. Такого рода исследования прежде всего должны способствовать пониманию перспектив и мотивов ограничения необходимости и сокращения пределов участия государств в вопросах урегулирования спорных внешнеэкономических отношений, а также в процессе реализации соглашения об арбитраже.
В свою очередь, авторитет сложившейся системы традиционного государственного (хозяйственного) арбитража, отражавшей потребности планово-регулируемой экономики и занимавшей лидирующие позиции в сфере спорных хозяйственных отношений, пошатнулся и уступил первенство третейским формам разбирательства. Хозяйствующие субъекты национальной экономики, поддерживающие идеи ее модернизации и создания адекватной правовой базы в качестве фундамента этого процесса, отдали предпочтение третейскому судопроизводству. Прежде всего это касалось предпринимательских связей интернационального характера, традиционно тяготеющих к частноправовой диспозитивности и равенству субъектов, а потому менее всего допускающих приоритет защиты интересов какого бы то ни было субъекта, в данном случае государства.
Также большое развитие получили т.н. «диагональные» экономические отношения между публичным субъектом–государством, принимающим инвестиции, и коммерческой иностранной организацией или гражданином-предпринимателем, в которых регулированию поддается не только действия государства как равноправного хозяйствующего субъекта, но и как суверена в реализации его публичных функций.
Итак, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью совершенствования института международного арбитражного производства с целью обеспечения надлежащей защиты прав участников внешнеэкономических отношений и функционирования международного экономического оборота, а также устранения правовой неопределенности в отдельных аспектах механизма его функционирования. Арбитражный порядок регулирования споров имеет важное значение для международного коммерческого права и юриспруденции в целом, так как согласно мировой юридической практике, около 95 % международных коммерческих споров решаются именно в арбитражном порядке, не передавая дела в суд. Такой порядок намного эффективнее и быстрее, чем судебное разбирательство, так как судебный порядок по инициативе сторон может затягиваться на очень большой срок, что может привести к определенным неудобствам и дополнительным финансовым потерям.
Степень научной разработанности темы. Проблематикой международного коммерческого арбитража занимались известные отечественные ученые, такие как: Л. П. Ануфриева, В. Н. Анурова, М. М. Богуславский, В. П. Белов, Е. В. Брунцева, Е, А. Виноградова, С.Н. Николюкин, Г. К. Дмитриева, Л. А. Лунц, С.Н. Лебедев М. Г. Розенберг, Я. Функ, Г. Ю. Федосеев, В. Хвалей и др., а также зарубежные ученые-правоведы С.М. Schmithoff, W. Lawrence Craig, J.K. Schaefer, C.R. Drahoza и т.д.
Объектом исследования является общественные отношения, связанные с деятельностью международного коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау.
Предмет исследования: нормы национальных и международных правовых актов, а также выводы судебно-арбитражной, регулирующие деятельность коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау.
Целью исследования является анализ международно-правового регулирования деятельности коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау, выявление проблем его деятельности и разработка путей его совершенствования.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие и функции коммерческого арбитража;
- охарактеризовать единообразные регламенты и Типовые законы, регулирующие деятельность международного коммерческого арбитража;
- проанализировать Закон об арбитраже, основанный на стандартах Типового закона в Гвинее-Бисау;
- исследовать действие международных конвенций об арбитраже на территории Гвинее-Бисау;
- выявить актуальные правовые проблемы в регулировании международного коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау;
- предложить направления совершенствования регулирования международного коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау на основе российского опыта.
Методология и методика исследования. Методологической базой магистерской диссертации являются теоретические работы российских и зарубежных ученых. В ходе работы над выпускной квалификационной работой использовались диалектический, логико-юридический, системно-структурный методы, а также анализ и обобщение.
Нормативная база исследования: Конвенция об исполнении иностранных арбитражных решений, Женева 1923 г., Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Нью-Йорк, 1958 г., Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже», Типовой закон комиссии организации объединенных наций по праву международной торговли о международной коммерческой согласительной процедуре (Нью-Йорк, 24 июня 2002 года), Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 года, Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для европейских стран 1966 года // Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Т. II.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1973., Протокол об арбитражных оговорках. Женева 1923 г., South Africa // Arbitration in Africa. August 2011., Legalese - Arbitration in South Africa. December 26, 2009., South African Law Commission. Project 94. Domestic Arbitration. Report. May 2011 и др.
Эмпирическая база исследования: судебная практика международного коммерческого арбитража.
Основные положения, выносимые на защиту:
- В настоящее время Комиссия по реформированию законодательства осуществляет работу по совершенствованию Закона Гвинее-Бисау об арбитраже, который должен учесть положения Типового закона ЮНСИТРАЛ. Намечающиеся перспективы дальнейшего развития арбитража, в том числе МКА в Гвинее-Бисау, обусловлены объективными причинами, например, ростом прямых иностранных инвестиций в экономику страны и стремлением делать первые шаги на пути создания альтернатив рассмотрению спора в национальных судах.
- В Гвинее-Бисау действует Закон места проведения арбитражного разбирательства (lexarbitri). Также в Гвинее-Бисау действует Нью-Йоркская Также в Гвинее-Бисау действует различные регламенты. Арбитражный регламент регулирует арбитражную процедуру, устанавливая то, как должно проводиться разбирательство и какие полномочия могут осуществлять суд и стороны. Так в Гвинее-Бисау действует Регламент ЮНСИТРАЛ. Кроме того, в Гвинее-Бисау действует Институциональные регламенты. Также в Гвинее-Бисау действует »Мягкое» право (Softlaw). Кроме того, в Гвинее-Бисау действует Регламент Международной ассоциации юристов по получению доказательств. Как видно на территории Гвинее-Бисау действует большинство международных конвенций об арбитраже. Вместе с тем некоторые вопросы деятельности международного коммерческого арбитража остаются неурегулированными.
- Своевременное принятие мер по обеспечению иска и проблемы обжалования вынесенных третейских решений в настоящее время являются наиболее актуальными проблемами, стоящими перед международным коммерческим арбитражем как системой третейских судов на территории Гвинее-Бисау. Меры по обеспечению иска - одно из процессуальных средств защиты прав истца, поэтому их использование через систему третейских судов должно оптимизироваться в каждом государстве, где относительно велика роль международного коммерческого арбитража при разрешении внешнеэкономических споров. Отмечается недостаток правового регулирования вопросов о мерах по обеспечению иска, принимаемых третейскими судами, на уровне международно-правовых актов. Возможность проведения аналогия с регулированием по Конвенции ООН 1958 г. является спорной.
- Проблема отмены вынесенный третейских решений с одной стороны являет собой обратную сторону достоинства международного коммерческого арбитража по сравнению с системой государственных судов с многочисленными стадиями обжалования решений. Отмена решения третейского суда не дает истцу права на дальнейшее обжалование такого решения, в свою очередь истец имеет право обжаловать вынесенное третейское решение лишь по строго очерченному ряду оснований, не содержащими возможностей обжалования решения, по существу. С другой стороны, отмена решения третейского суда может использоваться в политических целях как средство борьбы между экономическими полюсами мира.
- При всех очевидных достоинствах обращения в арбитраж, таких как укороченный срок рассмотрения дела, высокий профессионализм арбитров в международной сфере, возможность выбора применимого права, диспозитивность сторон в выборе процедуры рассмотрения дела, окончательность вынесенных решений, соблюдение конфиденциальности коммерческой тайны при рассмотрении дела, возможность признания и исполнения иностранных арбитражных решений, тем не менее, имеются и определенные проблемы по сравнению с разрешением споров в государственных судах. Проблемы возникают и в случае недостаточно четкого поименования арбитражного института в арбитражной оговорке, что приводит к необоснованному принятию спора к рассмотрению государственными судами. Такая практика, идет вразрез с международным подходом, согласно которому упоминание арбитражного института в контракте – пускай и недостаточно корректное – является достаточным основанием для исключения, возникшего на основании такого контракта спора из компетенции государственных судов.
- Что касается перспектив развития международного коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау, то, прежде всего, это развитие эффективных договорных отношений для досудебного урегулирования споров, которые смогут более оперативно разрешить проблемную ситуацию, сэкономив как время, так и средства сторон, заключивших контракт. В целом, эффективность системы международного коммерческого арбитража зависит, помимо всего прочего, от добросовестного отношения к этому процессу как самих сторон спора, так и арбитров. В противном случае арбитражное разбирательство может не достигнуть целей эффективного разрешения споров, возникающих в сфере международного гражданского правового оборота.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы - 88 страниц. Количество использованных источников - 71, в том числе 10 источников на иностранных языках.
Международный коммерческий арбитраж представляет собой негосударственные, (третейские) коммерческие арбитражные суды, специально предназначенные для рассмотрения споров между участниками международных коммерческих сделок, сторонами по которым выступают лица разной государственной принадлежности (иностранные фирмы и организации). Эти органы следует также отличать от другого типа третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами — субъектами международного публичного права.
На данный момент существует довольно развитая система источников регулирования МКА, что свидетельствует о важности этого института, а также способствует созданию стабильного и эффективного функционирования системы анализа международных коммерческих разбирательств.
Нами рассмотрены нормативные основы и институциональная составляющая деятельности по рассмотрению споров с использованием международного коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау. Выяснено, что в настоящее время Комиссия по реформированию законодательства осуществляет работу по совершенствованию Закона Гвинее-Бисау об арбитраже, который должен учесть положения Типового закона ЮНСИТРАЛ. Показано, что намечающиеся перспективы дальнейшего развития арбитража, в том числе МКА в Гвинее-Бисау, обусловлены объективными причинами, например, ростом прямых иностранных инвестиций в экономику страны и стремлением делать первые шаги на пути создания альтернатив рассмотрению спора в национальных судах.
В Гвинее-Бисау действует Закон места проведения арбитражного разбирательства (lex arbitri). Стороны международного арбитража могут выбрать место проведения арбитражного разбирательства. Также в Гвинее-Бисау действует Нью-Йоркская Конвенция. Нью-Йоркская конвенция является самой важной конвенцией в международном коммерческом арбитраже. Также в Гвинее-Бисау действует различные регламенты. Арбитражный регламент регулирует арбитражную процедуру, устанавливая то, как должно проводиться разбирательство и какие полномочия могут осуществлять суд и стороны. Так в Гвинее-Бисау действует Регламент ЮНСИТРАЛ. Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ был принят в 1976 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и рекомендован для использования при разрешении международных коммерческих споров путем арбитража. Регламент регулирует арбитражное разбирательство от начала производства до оглашения окончательного решения. Пересмотренный в 2010 году, Регламент служит отраслевым эталоном и повлиял на разработку многих институциональных арбитражных регламентов. Кроме того, в Гвинее-Бисау действует Институциональные регламенты. Также в Гвинее-Бисау действует »Мягкое» право (Soft law). Кроме того, в Гвинее-Бисау действует Регламент Международной ассоциации юристов по получению доказательств. Как видно на территории Гвинее-Бисау действует большинство международных конвенций об арбитраже. Вместе с тем некоторые вопросы деятельности международного коммерческого арбитража остаются неурегулированными.
Своевременное принятие мер по обеспечению иска и проблемы обжалования вынесенных третейских решений в настоящее время являются наиболее актуальными проблемами, стоящими перед международным коммерческим арбитражем как системой третейских судов на территории Гвинее-Бисау. Меры по обеспечению иска - одно из процессуальных средств защиты прав истца, поэтому их использование через систему третейских судов должно оптимизироваться в каждом государстве, где относительно велика роль международного коммерческого арбитража при разрешении внешнеэкономических споров. Отмечается недостаток правового регулирования вопросов о мерах по обеспечению иска, принимаемых третейскими судами, на уровне международно-правовых актов. Возможность проведения аналогия с регулированием по Конвенции ООН 1958 г. является спорной. Проблема отмены вынесенный третейских решений с одной стороны являет собой обратную сторону достоинства международного коммерческого арбитража по сравнению с системой государственных судов с многочисленными стадиями обжалования решений. Отмена решения третейского суда не дает истцу права на дальнейшее обжалование такого решения, в свою очередь истец имеет право обжаловать вынесенное третейское решение лишь по строго очерченному ряду оснований, не содержащими возможностей обжалования решения, по существу. С другой стороны, отмена решения третейского суда может использоваться в политических целях как средство борьбы между экономическими полюсами мира.
При всех очевидных достоинствах обращения в арбитраж, таких как укороченный срок рассмотрения дела, высокий профессионализм арбитров в международной сфере, возможность выбора применимого права, диспозитивность сторон в выборе процедуры рассмотрения дела, окончательность вынесенных решений, соблюдение конфиденциальности коммерческой тайны при рассмотрении дела, возможность признания и исполнения иностранных арбитражных решений, тем не менее, имеются и определенные проблемы по сравнению с разрешением споров в государственных судах. Проблемы возникают и в случае недостаточно четкого поименования арбитражного института в арбитражной оговорке, что приводит к необоснованному принятию спора к рассмотрению государственными судами. Такая практика, идет вразрез с международным подходом, согласно которому упоминание арбитражного института в контракте – пускай и недостаточно корректное – является достаточным основанием для исключения, возникшего на основании такого контракта спора из компетенции государственных судов. Что же касается перспектив развития международного коммерческого арбитража в Гвинее-Бисау, то, прежде всего, это развитие эффективных договорных отношений для досудебного урегулирования споров, которые смогут более оперативно разрешить проблемную ситуацию, сэкономив как время, так и средства сторон, заключивших контракт. В целом, эффективность системы международного коммерческого арбитража зависит, помимо всего прочего, от добросовестного отношения к этому процессу как самих сторон спора, так и арбитров. В противном случае арбитражное разбирательство может не достигнуть целей эффективного разрешения споров, возникающих в сфере международного гражданского правового оборота.