Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Негосударственные пенсионные фонды: понятие, правовое регулирование деятельности
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов, их задачи и функции 7
1.1 Понятие и роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения РФ 7
1.2 Задачи и функции негосударственных пенсионных фондов 15
Глава 2 Правовой статус негосударственных пенсионных фондов в России, перспективы совершенствования их работы 22
2.1 Правовой статус негосударственных пенсионных фондов в России 22
2.2 Перспективы совершенствования работы негосударственных пенсионных фондов 27
Глава 3 Судебная практика по пенсионным спорам с участием негосударственных пенсионных фондов, статистические данные предоставления услуг негосударственными пенсионными фондами 35
3.1 Судебная практика по пенсионным спорам с участием негосударственных пенсионных фондов 35
3.2 Статистические данные предоставления услуг негосударственными пенсионными фондами 39
Заключение 45
Список использованных источников информации 49
Актуальность данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в РФ являются необходимым инструментом финансового рынка. Поскольку действующая система Пенсионного фонда РФ не способна удовлетворить потребности населения в достойном пенсионном обеспечении, актуальным вопросом становится развитие негосударственных пенсионных фондов, которые могут стать оптимальным вариантом решения проблемы в Российской Федерации.
Важная роль НПФ в развитии экономики заключается не только в предоставлении услуг в сфере дополнительного пенсионного обеспечения, но и в обеспечении инвестиционных потребностей реального сектора экономики путем перераспределения свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и населения.
В связи с проводимой модернизацией российской пенсионной системы необходим пересмотр значительного числа существующих положений, касающихся ее функционирования. Часть из них непосредственно связана с деятельностью НПФ. Среди таких положений: стимулирование участия самих граждан, а также работодателей в системе негосударственного пенсионного обеспечения, более широкое привлечение НПФ к участию в обязательном пенсионном страховании.
Целью исследования является анализ правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также разработка направлений совершенствования работы негосударственных пенсионных фондов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие и роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения РФ;
- охарактеризовать задачи и функции негосударственных пенсионных фондов;
- исследовать правовой статус негосударственных пенсионных фондов в России;
- проанализировать перспективы совершенствования работы негосударственных пенсионных фондов;
- обобщить судебную практику по пенсионным спорам с участием негосударственных пенсионных фондов;
- провести анализ статистических данных предоставления услуг негосударственными пенсионными фондами.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
Предметом исследования выступают нормативные акты, правоприменительная практика и доктрина, раскрывающие деятельность НПФ при негосударственном пенсионном обеспечении и обязательном пенсионном страховании.
Методологическую основу составили такие общенаучные и частно-научные методы, как диалектический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, формально-логический метод, метод системного анализа, а также методы доктринального и нормативно-правового анализа. Использование данных методов позволило наиболее комплексно исследовать отношения в области функционирования негосударственных пенсионных фондов.
Нормативную основу исследования составляют Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»; Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» и др.
Теоретические основы функционирования НПФ были исследованы следующими учеными: А. В. Головченко, Д. Н. Ермаков, В. В. Круглов, Ю. Ю. Финогенова, К. С. Чурсина и другие.
В настоящее время вопросам правового регулирования деятельности НПФ посвящены работы таких авторов, как Л. К. Васюкова, Ю. В. Воронин, К. А. Коньков, Е. С. Лавренова, Е. А. Мамий, Н. Н. Масюк, А. В. Новиков, Н. В. Рощепко, Е. В. Юдина, И. А. Юрьева, А. Е. Ярославцева и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов заключения, списка использованных источников информации.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также разработаны направления совершенствования работы негосударственных пенсионных фондов.
Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Вместе с тем, это перспективный социально-финансовый институт, и по мере создания соответствующих условий для его функционирования его роль в экономической и социальной сферах будет возрастать. Негосударственные пенсионные фонды – это социально-экономический институт, функционирующий в рамках пенсионной системы, деятельность которого направлена на сохранение и преумножение аккумулированного капитала посредством инвестирования пенсионных средств с помощью соответствующих участников пенсионного рынка и/или путем прямого вложения в инвестиционные активы в целях обеспечения роста пенсионных вложений и выплат граждан при выходе на пенсию. При этом необходимо отметить, что сопутствующим эффектом деятельности НПФ, использующим длинные деньги, является стимулирование экономического роста на фоне реструктуризации и модернизации экономики.
Кроме того, нами выявлены задачи и функции негосударственных пенсионных фондов.
Основными задачами создания и деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение граждан – участников Фонда в форме выплаты им негосударственных пенсий, страхование по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию. Негосударственные пенсионные фонды выполняют следующие функции: разрабатывают условия негосударственного пенсионного обеспечения участников; заключают пенсионные договоры; аккумулируют пенсионные взносы; ведут пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов; заключают договоры с управляющим (управляющими); формируют и размещают самостоятельно или через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы.
Правовой статус НПФ определен их правами, обязанностями и гарантиями. Правовые основы деятельности НПФ установлены Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В соответствии со статьей 6.1. Закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» с 01.01.2020 минимальный размер уставного капитала НПФ должен составлять не менее 150 млн рублей, а минимальный размер собственных средств – не менее 200 млн рублей. Ежегодно в негосударственном пенсионном фонде проводится независимая аудиторская проверка. Деятельность фонда подлежит ежегодному независимому оцениванию актуарием. Результаты аудиторской проверки и актуарного оценивания представляются федеральному органом, осуществляющим надзор и контроль – Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации.
Совершенствование работы негосударственных пенсионных фондов предполагает принятие мер, адекватных современным социально-экономическим условиям. Однако необходимо отметить, что несмотря на значимость и необходимость развития негосударственного пенсионного обеспечения, что представлено в нормативно-правовых документах, регламентирующих реализацию Стратегии развития пенсионной системы, остаются нерешенными вопросы по правовому обеспечению институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений; комплексному преобразованию института досрочных пенсий; установлению правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем. Представляется целесообразным усилить мотивацию бизнеса на включение в социальные пакеты предприятий корпоративных пенсионных программ путем принятия мер налогового стимулирования, направлением страховых взносов по дополнительным тарифам для работающих во вредных и опасных условиях труда в корпоративные программы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, переводом досрочных пенсий по выслуге лет работающих в бюджетной сфере в добровольные программы негосударственного пенсионного обеспечения, развивать индивидуальные программы негосударственного пенсионного обеспечения для самозанятого населения. Данные меры позволят снизить социальное расслоение общества, сократить неформальный сектор экономики, усилить корпоративную социальную ответственность предприятий, привлечь дополнительные «длинные деньги» в реальный сектор экономики страны, повысить уровень пенсионного обеспечения граждан.
Судебная практика, по пенсионным спорам с участием негосударственных пенсионных фондов, связанная с признанием договора обязательного пенсионного страхования недействительным и применением вытекающих из этого последствий, не является единообразной. В данном контексте наблюдается проблемный аспект, связанный с таким результатом недействительности договора, как взыскание процентов вследствие неправомерного пользования пенсионными накоплениями. Прежде всего, стоит отметить, что при исполнении решений судов проценты (как и средства, идущие на образование собственных средств фонда и сформированные исходя из дохода от инвестирования накоплений) подлежат уплате за счет имущества, которое используется в уставных целях деятельности НПФ-ответчика. В соответствии с ГК РФ, проценты за пользование чужими средствами служат одной из мер гражданско-правовой ответственности. Кроме того, при проведении анализа положений Кодекса становится очевидным тот факт, что проценты должны выплачиваться потерпевшей стороне – в данном случае застрахованному лицу, которое вправе обратиться за защитой в суд при нарушении своих пенсионных прав. Однако пункт 2 статьи 20.1 Закона №75-ФЗ определяет такие проценты в качестве источника формирования резерва НПФ по обязательному пенсионному страхованию. При этом Законом не предусмотрено, что средства такого резерва могут перечисляться на выплату застрахованному лицу процентов за неправомерное пользование его накоплениями. Кроме того, данная возможность не установлена и в подзаконном акте, содержащем правила использования резерва НПФ по обязательному пенсионному страхованию. Итак, взысканные за неправомерное пользование проценты направляются в резерв по обязательному пенсионному страхованию предыдущего фонда-страховщика, в то время как на основании гражданского законодательства проценты должны возмещаться потерпевшей стороне.
Статистический анализ предоставления услуг негосударственными пенсионными фондами показал, что в стране происходит концентрация и централизация негосударственных пенсионных фондов. В результате таких процессов количество НПФ сокращается, а показатели оставшихся заметно повышаются. В основном сохранившиеся НПФ сосредотачиваются в г. Москва, что свидетельствует о масштабной централизации российских негосударственных пенсионных фондах.
Таким образом, в условиях кризиса государственного бюджета и системы внебюджетных фондов у рынка появляется потребность в новых видах и формах пенсионного обеспечения. Именно негосударственное пенсионное обеспечение способно удовлетворить такую потребность, о чем говорит динамика развития данного сектора и опыт зарубежных стран, которые столкнулись с демографическим переходом раньше, чем Россия.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования