Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе познания природы
Введение 3
1. Теоретические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников в процессе познания природы 6
1.1. Сущность и значение нравственно-экологического воспитания 6
1.2. Особенности нравственно-экологического воспитания младших школьников 10
2. Эмпирическое исследование нравственно-экологического воспитания младших школьников в процессе познания природы 18
2.1. Диагностика уровня нравственно-экологической воспитанности младших школьников 18
2.2. Рекомендации по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников в процессе познания природы 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Актуальность исследования заключается в том, что современное мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин развивающегося экологического кризиса является низкий уровень культуры, в том числе и экологической. Актуальность исследуемой нами проблемы нашла отражение в Федеральном государственном образовательном Стандарте. Это является конкретным воплощением концепции применительно к педагогической практике в реформируемой школе. Кроме содержания в Федеральном государственном образовательном стандарте рассмотрены основные понятия, ценности, актуальные типовые потребности, приоритетные виды деятельности, воспитательные ситуации, оптимальные методы, приемы, формы, средства, продуктивные технологии, специфические особенности.
Сегодня необходим пересмотр системы ценностных ориентаций человечества, актуализация экологического воспитания подрастающего поколения. Отсюда возрастает роль образования, которое обладает наибольшей возможностью формирования нового стиля мышления, во многом не совпадающего с современным утилитарно-потребительским отношением к окружающей среде.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как её части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания» учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием нравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.
Нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. Экологическое воспитание как кроме того элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.
Вопросами нравственного и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, А.А. Плешаков и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.
Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Жестковой, Л.Р. Болотиной, А.С. Белкина. Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы отражено в работах Ю.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева, В.Н. Мясищева, П.М. Якобсона и других.
Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, использование возможностей познания природы является недостаточно разработанной.
Цель исследования - исследовать особенности нравственно-экологического воспитания младших школьников в процессе познания природы.
Объект исследования - процесс нравственно-экологического воспитания младшего школьника.
Предмет исследования - методы и приемы осуществления экологического воспитания в начальной школе в процессе познания природы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены задачи:
- раскрыть сущность и значение нравственно-экологического кроме того воспитания;
- выявить особенности нравственно-экологического воспитания младших школьников;
- провести диагностику уровня нравственно-экологической воспитанности младших школьников;
- разработать рекомендации по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников в процессе познания природы.
Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и состоят из воспитания в целом и экологического воспитания в частности.
Наивысшая цель воспитания – всесторонне гармоничное развитие личности. Это обусловлено сущностью человека как усовершенствованного создания природы и общества.
В учебной деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций.
Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя кроме того из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при её деятельном участии в деятельности. Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является экологическое воспитание.
Базой для экспериментальной работы стала МБОУ СОШ №2 г. Майкопа. В исследовании приняли участие учащиеся 4 «В» класса в составе 20 человек.
Цель – диагностика уровня нравственно-экологической воспитанности школьников.
Анализируя данные по критериям экологической воспитанности, видно, что у школьников в большей степени сформирован поведенческий (55% учащихся имели низкий уровень сформированности поведенческого критерия, 10% - средний и 35% - высокий уровень) и эмоционально-ценностный критерии (65% учащихся имели низкий уровень сформированности эмоционально-ценностного критерия; 20% - средний; 15% - высокий уровень), что может быть связано с преобладанием наглядно-образного мышления и чувственного восприятия у младших школьников. Когнитивный критерий экологической воспитанности находится на низком уровне у всех учащихся.
В связи с этим нами были разработаны рекомендации по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников в процессе познания природы в ходе экскурсий.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста