Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Образовательная медиация как инструмент защиты прав несовершеннолетних детей
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТА ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 8
1.1. Понятие, сущность и исторические основы медиации 8
1.2. Особенности медиативного подхода к защите прав несовершеннолетних детей 15
1.3. Анализ зарубежного опыта по применению образовательной медиации как инструмента прав защиты несовершеннолетних детей и возможности его адаптации в РФ 23
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТА ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В БОУ Г. ОМСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» 32
2.1. Исследование медиативного подхода к защите прав несовершеннолетних детей в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №7» 32
2.2. Проблемы медиативного подхода к защите прав несовершеннолетних детей и пути их решения 39
2.3. Направления совершенствования применения образовательной медиации как инструмента защиты прав несовершеннолетних детей в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №7» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность исследования. Состояние российской системы общего образования в последние два десятилетия характеризуется как динамичное. Разнообразные изменения в содержании образования, в методиках обучения, в управлении системой образования и в целом в позиционировании школы во взаимодействии с государством и другими социальными институтами отмечают педагоги, социологи и экономисты. Масштабность и разнонаправленность происходящих изменений оказывают непосредственное влияние на образовательные учреждения. Это обуславливает потребность модернизации управления школой, что, в свою очередь, актуализирует значение современного научного обоснования этого процесса.
Школьная система переносит множество реформаций, которые связаны как с организационной формой функционирования образовательных учреждений, так и с дидактическими основами процесса обучения.
Формирование качественной системы образования в настоящий период времени рассматривается большим количеством ученых, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования образовательного процесса и всех аспектов, связанных с процессом обучения.
В настоящее время обучение является общественной ценностью, оказывая влияние не только на уровень знаний населения, но и на формирование у подростков таких качеств, как культура, общее психологическое развитие, нравственность, принятие сформированных ценностей и толерантность.
Ценность качества образования как ядра образовательной политики делает остроактуальной проблему поиска действенных приспособлений управления им на всех уровнях образовательной системы.
Современная школа является объектом, взаимодействующим с окружающей внешней средой и который имеет свою внутреннюю среду, состоящую из субъектов, взаимодействующими между собой. Такая среда, на сегодняшний день, остаётся одним из главных социализирующих институтов. Поэтому школа, как система, в которой находится большое количество взаимодействующих между собой субъектов, является пространством для появления различных конфликтов, влияющих на процесс взросления учеников.
Внедрение технологий образовательной медиации как своеобразный ответ на интенсификацию конфликтов в образовательной среде требует описание и обобщения данного опыта с целью возможной корректировки имеющийся стратегии и выбора наиболее адекватной российской реальности модели школьных служб примирения обуславливает актуальность данной работы.
Степень изученности темы. В настоящее время вопросы практики применения альтернативного способа урегулирования конфликта с участием посредника (медиации) являются достаточно популярным объектом внимания ученых-процессуалистов. За достаточно большой период существования института примирения в целом и не столь длительное существование института медиации в частности в рамках гражданского судопроизводства вопросу медиации было посвящено достаточное количество исследовательских работ. Вопросами медиации занимались: Т.Е. Абова, О. В. Абознова, Г. О. Аболонин, Е. А. Виноградова, Д. Л. Давыденко, К. И. Комиссаров, С. А. Курочкин, А. Н. Кузбагаров, В. А. Кузбагарова, C. B. Лазарев, А. М. Нехороших, Т. Н. Нешатаева, Е. И. Носырева, Ю. К. Осипов, А. Г. Плешанов, И. В. Решетникова и др.
Объектом исследования являются принципы медиативной процедуры, определяющие эффективность применения образовательной медиации как инструмента прав защиты несовершеннолетних детей.
Предмет исследования составили нормативно-правовые акты и научно-теоретические работы ученых касающиеся вопросов образовательной медиации как инструмента прав защиты несовершеннолетних детей.
Цель работы ‒ исследование особенностей образовательной медиации как инструмента защиты прав несовершеннолетних детей.
В соответствии с поставленной целью в работе намечено решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность медиации;
- исследовать особенности медиативного подхода к защите прав несовершеннолетних детей;
- провести анализ зарубежного опыта по применению образовательной медиации как инструмента прав защиты несовершеннолетних детей и выявить возможности его адаптации в РФ;
- провести исследование медиативного подхода к защите прав несовершеннолетних детей в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №7»;
- выявить проблемы медиативного подхода к защите прав несовершеннолетних детей и предложить пути их решения;
- разработать направления совершенствования применения образовательной медиации как инструмента прав защиты несовершеннолетних детей в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №7».
Теоретико-методологическая база данного исследования основана на междисциплинарном подходе, который объединяет исследования образовательной медиации в области юриспруденции, педагогики, конфликтологии, психологии. Методологической основой работы является диалектико-материалистический метод понимания государственно-правовых явлений. В ходе его проведения использовались также и частные методы научного познания: формально-юридический, сравнительно-правовой и основные общелогические методы (анализ, синтез, обобщение).
Нормативно-правовую базу исследования составили действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы материального и процессуального права в области образовательной медиации и защиты прав несовершеннолетних детей, такие как: Конвенция о правах ребенка; Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Распоряжение Правительства «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность»; Письмо Минобрнауки России «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»; Закон Омской области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Омской области».
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Медиация – это альтернативная процедура урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица. Сам медиатор является независимым физическим лицом, привлекаемым сторонами спора в качестве посредника и действующим как на непрофессиональной, так и профессиональной основе. Медиация в ее современном понимании начала развиваться во второй половине XX столетия. Прежде всего, в странах англо-саксонского права – США, Австралии, Великобритании, а затем уже она постепенно стала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, предпринимались при разрешении споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении споров самого широкого круга, начиная от семейных конфликтов и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере. Особой отраслью института альтернативного разрешения споров является образовательная медиация.
Медиативный подход к защите прав несовершеннолетних детей основан на диалогичном общении всех сторон, предполагающем равноправие и предоставление равного пространства для самовыражения и защиты своих интересов. А для реализации этих возможностей все стороны должны четко представлять и знать не только свои права и свои обязанности, но и осознавать границы своей ответственности. Ведь, создавая с помощью метода образовательной медиации и медиативного подхода безопасную среду в образовательно-воспитательной сфере, можно говорить о праве и возможности каждого защитить и отстоять свои интересы, при этом признавая равное право и за своим оппонентом реализовать свои интересы, не нанося ущерба другим, и прежде всего несовершеннолетним детям. Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
Медиация в образовательных учреждениях существует во многих странах мира: Великобритании, Шотландии и Северной Ирландии, Италии, Румынии, Австралии, Канаде, Новой Зеландии, США, Польше, Испании, Турции, Германии, Южной Африке, Украине, Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции и др. Исследуя зарубежный опыт школьной медиации, можно говорить о том, что её истоками в каких-то странах является общинная медиация, построенная на работе волонтёров и членов сообщества, а в других они лежат в профессиональных психологическом и конфликтологическом контексте. Обе традиции важны, обогащают друг друга, но имеют свою специфику касательно вопросов результатов медиации и инструментов медиатора.
Разрабатываемая в России модель работы медиатора в виде Школьной службы примирения получила широкое распространение, что во многом подтверждает ее работоспособность. Восстановительная медиация (включающая идеи восстановительного правосудия) как концептуальная основа Школьных служб примирения актуальна в России, поскольку обвинение, агрессия и наказание являются часто применяемыми формами реагирования на конфликты. Также необходимо подчеркнуть воспитательное воздействие восстановительной медиации, важное для образовательных учреждений и для работы с детьми в трудной жизненной ситуации.
В БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №7» в составе социально-психологической службы функционирует школьная служба примирения (медиации) – «Фабрика дружбы» (ШСП «Фабрика дружбы»). Цель школьной службы примирения – развитие в образовательном учреждении восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения. Структура школьной службы примирения представлена куратором (медиатором): заместитель директора, руководителем (медиатором): педагог-психолог 5-11 классов, а также волонтёрами (медиаторами): обучающиеся 7-11 классов. Проведенное исследование позволило выявить, что работа Службы примирения не регламентируется необходимыми нормативно-правовыми документами.
В настоящее время имеется ряд проблем по применению медиативного подхода к защите прав несовершеннолетних детей, в работе предложены возможные пути их решения. Школа является зеркалом общества, где концентрируются как позитивные, так и негативные социальные процессы. Современное общество остро нуждается в способности людей конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства, учить детей и подростков конструктивным способам разрешения конфликтов, не даром в концепции медиации период школьного обучения является самым важным звеном в социальном развитии личности. От того, как будет в этот период организован процесс познания и понимания школьником конфликтов, во многом зависит будущее общества.
Исследование медиативного подхода к защите прав несовершеннолетних детей в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №7» позволило выявить что работа Службы примирения не регламентируется необходимыми нормативно-правовыми документами, такими как Положение о Школьной Службе Примирения; План работы Школьной Службы Примирения на учебный год. Нами были разработаны и представлены данные документы. Кроме того, для совершенствования применения образовательной медиации как инструмента прав защиты несовершеннолетних детей в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №7» нами предложен порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации, включающий ряд взаимосвязанных этапов и фаз.
Подобные работы
- Административная ответственность юридических лиц
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Актуальные правовые проблемы регулирования кредитного договора и пути их решения
- Анализ федерального закона о статусе судей в РФ
- Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции
- Виды гражданских правоотношений
- Вина как условие гражданско-правовой ответственности
- Вопросы уголовной ответственности за экологические преступления
- Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- Групповые и косвенные иски