Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Опека и попечительство как форма защиты прав и интересов граждан
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика сущности и целей опеки и попечительства 5
1.1 Понятие опеки и попечительства, их разграничение 5
1.2 Цели опеки и попечительства 10
2 Органы опеки и попечительства. Опекуны и попечители 12
2.1 Общая характеристика органов опеки и попечительства 12
2.2 Общая характеристика опекуна и попечителя 13
3 Порядок установления и прекращения опеки и попечительства 16
3.1 Условия установления опеки и попечительства 16
3.2 Порядок установления опеки и попечительства 18
3.3 Прекращение опеки и попечительства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Актуальность темы исследования. Цивилизованное общество считает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако нельзя не видеть и того, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства. В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т. е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или её полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - представляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан.
Признание опеки и попечительства в качестве основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также приемной и патронатной семей - её разновидностями, обусловило необходимость исследования новых положений законодательства с целью определения степени их эффективности.
Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.
Объектом исследования данной курсовой работы являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.
Предмет исследования данной курсовой работы определяется выделением и изучением, в рамках кроме того заявленной темы, нормативно-правовых источников, а также научные теоретические положения, содержащиеся в различных изданиях.
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является исследование опеки и попечительства как формы защиты прав и интересов граждан.
Исходя из цели, определим задачи данной курсовой:
- дать общую характеристику сущности и целей опеки и попечительства;
- охарактеризовать органы опеки и попечительства, опекунов и попечителей;
- рассмотреть порядок установления и прекращения опеки и попечительства.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
Итак, участие в гражданских правоотношениях лиц, не обладающих достаточной дееспособностью, осуществляется с помощью дееспособных родителей, а также с использованием семейно-правовых институтов усыновления (удочерения), опеки, попечительства, приемной семьи, патроната.
Цель опеки и попечительства, кроме того согласно ГК РФ, - защита прав и интересов, воспитание несовершеннолетнего. Несколько иначе обозначаются эти цели в п. 1 ст. 145 СК РФ - содержание, воспитание, образование, а также защита прав и интересов ребенка.
Сделки от имени граждан, не достигших 14 лет, которые они не могут совершить сами, совершают их родители или усыновители. При отсутствии родителей (усыновителей) над ними устанавливается опека (гл. 20 СК РФ). Опека устанавливается и над лицами, признанными судом недееспособными. Над лицами в возрасте от 14 до 18 лет, над лицами, ограниченными в дееспособности, и над лицами, совершеннолетними и дееспособными, по состоянию здоровья не могущими самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности, устанавливается попечительство.
Особенностью опеки и попечительства над несовершеннолетними является то, что в данном случае целью опеки и попечительства являются не только защита их прав и законных интересов, но и воспитание, развитие, образование.
Опекунами или попечителями могут быть назначены любые совершеннолетние дееспособные граждане, не лишенные родительских прав и согласные с этим назначением. Закон требует принимать во внимание личные качества назначаемого лица, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и подопечным, а также, если это возможно, желание подопечного (ст. 35 ГК РФ и 146 СК РФ). Опекуны и попечители не назначаются лицам, находящимся на воспитании или попечении в государственных учреждениях либо общественных организациях, администрация которых выполняет обязанности опекунов и попечителей (ст. 147 СК РФ). Специальный опекун над имуществом может быть назначен в случаях, когда оставшееся за пределами учреждения или организации имущество подопечного требует управления.
Институт опеки и попечительства введен для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Данный институт - существеннаягарантия, что права и свободы ни одного человека не будут нарушены. Это особенно актуально для современной России в связи с процессом построения в ней правового государства.
Необходимо сформировать правильно ориентированную социальную политику государства в сфере опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства в современных условиях фактически не справляются со своими обязанностями из-за не укомплектованности кадрами, отсутствия транспорта, средств связи и других проблем материального характера. Несмотря на то что эти органы являются органами местного самоуправления, возложить бремя имущественного обеспечения их деятельности только на местные бюджеты было бы не только несправедливо, но и незаконно. Фактически сегодня органы опеки и попечительства исполняют государственные функции социальной и правовой защиты несовершеннолетних и других категорий граждан, что в соответствии со ст. 132 Конституции РФ должно сопровождаться «передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств» из федерального бюджета.
Однако очевидно, что дефицит бюджетных средств не позволит покрыть немалые расходы на организацию и осуществление опеки и попечительства. В частности, кроме того совершенно ясно, что осуществить идею предоставления опекунам (попечителям) какой-либо платы за исполнение их обязанностей в современных условиях практически невозможно. Поэтому законодателем могут быть использованы меры всестороннего стимулирования граждан к осуществлению заботы о недееспособных кроме того или не полностью дееспособных лицах. Так, должен быть расширен перечень льгот гражданам, ставшим опекунами или попечителями, в том числе льгот жилищных, трудовых и иных, способных во многих случаях заменить вознаграждение за исполнение обязанностей. Правомерно, на наш взгляд, и осуществление идеи о закреплении за опекунами (попечителями) такого преимущества, как право требования от совершеннолетних трудоспособных бывших подопечных предоставления содержания.
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования