Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Оптимизация межличностного общения младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАССМОТРЕНИИ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Межличностное общение в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Внеклассная работа как средство оптимизации межличностного общения младших школьников 12
ГЛАВА 2 ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Описание методики исследования и его результатов 18
2.2. Методические рекомендации по организации межличностного общения младших школьников во внеклассной работе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Актуальность исследования. В настоящее время происходит процесс интенсивного развития общества, пересматриваются ценности, изменяется политика государства в области образования. Одной из важных тенденций современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, выражающейся в создании условий для полноценного проявления личностных функций субъектов образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.
Общение характеризуется как наблюдаемый процесс, в котором актуализируется и проявляется, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Стоит отметить, что о своеобразии ученических сообществ и особенностей межличностных отношений учащихся исследователи говорили ещё в XIX в. (Г.О. Шмидт и др.). В работах авторов 20-х – 30-х гг. также указывалось на особенности детского коллектива (Е.А. Аркин, Г. Фортунатов и др.).
В настоящее время проводятся многочисленные исследования межличностных отношений, межличностного восприятия в группах учащихся (Н.Л. Коломинский, И.Н. Чернышева и др.).
Проблема учащихся коллективов и межличностные отношения в них интенсивно разрабатывается и в педагогике (О.С. Газман, А.З. Мудрик, С.Д. Поляков и др.).
В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего подростка в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте – наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений.
Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в классном коллективе младших школьников. Благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность класса в целом. Новые реалии социума приводят к тому, что кроме того подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с виртуальной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Отсюда, вывод, что потребность учителей начальных классов состоит в выявлении и осмыслении проблем межличностного взаимодействия в классном коллективе на основе меняющейся системы начального общего образования, в новом типе связей и отношений между учащимися, характеризующимися сотрудничеством, открытостью и доверием.
Цель исследования: показать возможности внеклассной работы в организации межличностного общения младших школьников.
Объект исследования: межличностное общение в кроме того младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: внеклассная работа как средство оптимизации межличностного общения младших школьников.
Задачи исследования:
- показать сущность межличностного общения в младшем школьном возрасте;
- изучить направления и формы внеклассной работы, способствующие оптимизации межличностного общения младших школьников;
- изучить удовлетворенность учащихся различными сторонами жизни коллектива;
- разработать методические рекомендации по организации межличностного общения младших школьников во внеклассной работе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; изучение опыта работы педагогов; анкетирование; качественный и количественный анализ данных, интерпретация.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № .. г… .
Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, кроме того списка литературы. Общий объём работы составил 40 страниц, работа содержит 1 рисунок, имеет 3 приложения, список литературы включает 25 источников.
Подводя итоги выполненной работы, мы убедились в том, что благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность класса в целом. Новые реалии социума приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с виртуальной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть межличностное общение в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическую проблему, дать общую характеристику внеклассной работы как средство оптимизации межличностного общения младших школьников.
В работе сделан акцент на рассмотрении возможности оптимизации межличностного общения младших школьников средствами внеклассной работы.
Результаты диагностики показали, что межличностное общение младших школьников находится на достаточно высоком уровне, так как большинство учеников считают, что в классе иногда бывают ссоры, но конфликтным класс назвать нельзя. Также большинство учеников считают, что в классе принято помогать без напоминания.
Теоретический анализ литературы и результаты эмпирического исследования позволили сделать ряд рекомендаций касающихся организации межличностного общения младших школьников во внеклассной работе.
Материалы исследования представляют определенный интерес для педагогов оздоровительно-образовательных организаций, педагогов-психологов, учителей начальных классов.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста