Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Организация групповой работы на уроках литературного чтения
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 5
1.1. Специфика предмета «Урок литературного чтения» в начальной школе 5
1.2. Структура урока литературного чтения в начальной школе 7
1.3. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе 12
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 21
2.1. Констатирующий эксперимент 21
2.2 Формирующий эксперимент 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Актуальность проблемы исследования. На современном этапе в России реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения. В основу ФГОС нового поколения возложена новая идея: «Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь». Особенностью ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход, ставится главная задача - творческое развитие личности учащихся нацелено на реальные виды деятельности и конкретные результаты.
С этих позиций, нами предполагается, что одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся. Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения и воспитания. Уникальность групповой работы поддерживается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Учитель руководит процессом работы всей группы: предъявляет задания, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты работы группы. Деятельность и руководство каждого ученика осуществляется членами внутри группы
Однако при изучении психолого-педагогической и методической литературы, а также практического опыта нами было выявлено противоречие между «внедрением» педагогики сотрудничества и отсутствием групповых форм организации деятельности на уроках литературного чтения младших школьников.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы условиях организации групповой работы на уроках литературного чтения.
Решение обозначенной проблемы является целью исследования.
Объектом исследования являются младшие школьники.
Предмет исследования: организация групповой работы на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
- выявить специфику предмета «Урок литературного чтения» в начальной школе;
- охарактеризовать структуру урока литературного чтения в начальной школе;
- исследовать особенности организации групповой формы работы на уроках в начальной школе;
- провести констатирующий эксперимент;
- провести формирующий эксперимент.
В своем исследовании мы опирались на следующую гипотезу: если на уроках литературного чтения использовать модель организации групповой работы, то, вероятно, это повысит уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ, описательный метод, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), обобщение педагогического опыта, математические методы обработки данных.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 8 г. Курска. В эксперименте приняли участие учащиеся первого класса - 22 человека в возрасте 6-7 лет.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы основного текста, заключение, список литературы, приложения.
В ходе изучения проблемы развития речи у старших дошкольников при изучении детской литературы нам удалось получить следующие теоретические и практические результаты:
- В результате освоения программы по литературному чтению у младших школьников должен быть сформирован необходимый уровень читательской компетентности, который позволит им осознать себя грамотными читателями, способными к творческой деятельности. Составляющими читательской компетентности в начальной школе являются: научиться читать; осознанное использование различных приемов (изучающее, ознакомительное, просмотровое); освоение на практике приемов понимания прочитанного и прослушанного произведения; знание книг (читательский кругозор) и умение их самостоятельно выбирать; наличие духовной потребности в книге как средстве познания себя и окружающего мира.
- Рассмотренные выше этапы урока по ФГОС в начальной школе, приемы и методы работы с текстом, характер межличностного взаимодействия преподавателя с учащимися должны найти отражение в структуре занятия. С учетом технологии продуктивного читания структура уроков должна включать три основных этапа, обусловленных законами восприятия художественного произведения (от общего к частному и к новому обобщению). На занятии должно прослеживаться три основных этапа урока по ФГОС в начальной школе: первичное восприятие текста; анализ; интерпретация (целостное восприятие текста на более высоком уровне обобщения).
- Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения и воспитания. Уникальность групповой работы поддерживается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Учитель руководит процессом работы всей группы: предъявляет задания, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты работы группы. Деятельность и руководство каждого ученика осуществляется членами внутри группы. Объединение в группы способствует сплочению детей. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.
- В экспериментальной части исследования с помощью методики: «Выкладывание узора из кубиков» (П.Я. Гальперина) были выявлены уровни сформированности целеполагания, уровень сформированности планирования, уровень сформированности контроля и коррекции, уровень сформированности оценки и уровень сформированности саморегуляции у учащихся 1-х классов. Было выявлено, что исходный уровень этих предложенных параметров у учащихся низкий и средний.
- На формирующем этапе эксперимента была разработана и реализована модель организации групповой работы младших школьников в соответствии с формируемыми регулятивными универсальными учебными действиями на уроках литературного чтения. Разработанная нами модель включает такие параметры как: цель, планируемые результаты, предметы гуманитарного цикла, приемы групповой работы, этапы обучения работы в группе, образование групп, ролевые функции участников в группе, комплекс учебных заданий, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия по параметрам планирование, целеполагание, контроль и коррекция, оценка, саморегуляция формировались нами на основе комплекса учебных заданий, подобранных из учебника литературное чтение (1 класс, под редакцией Г.Н. Горецкого. Программа «Школа России»).
- Положительная динамика сформированности регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, контроля и коррекции, оценки, саморегуляции дает основание считать, что цель исследования достигнута. Гипотеза о том, что если на уроках литературного чтения использовать модель организации групповой работы, то вероятно, это повысит уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, подтвердилась.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи исследования решены в полном объеме.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста