Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Организация работы органов социальной защиты населения с семьями социального риска
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ 6
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения 6
1.2 Понятие семьи социального риска. Типология семьи 11
2. РАБОТА ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ С СЕМЬЯМИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА 21
2.1 Порядок работы с семьями находящимися в социально опасном положении и иной трудовой жизненной ситуации 21
2.2 Опыт работы органов социальной защиты Краснодарского края с семьями социального риска 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта.
Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств и эмоций, широчайший круг представлений о жизни. О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики. Теория семейного воспитания, как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, М.И. Они подчеркивали необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое её создало. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.
Таким образом, актуальность работы обусловлена следующими обстоятельствами:
- Возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки семей «группы риска»;
- Социальной уязвимостью большинства семей обуславливается ухудшение демографической ситуации в стране, усложнение воспитательных задач и рост числа детей с девиантным поведением, усложнение психологического, эмоционального духовного мира современного человека, рост его потребностей, которые также, во многом, формируются в семье.
- Необходимость выявления семей «группы риска», опознавание их проблем и предприятие наиболее эффективных способов по их устранению.
Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социальная работа с семьями «группы риска» находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах Е.И. Холостовой широко освещены такие темы, как проблемы семей группы риска.
Вопросы теории социальной работы с семьями «группы риска» отражены в работах Е.И. Холостовой, В.И. Жукова, В.И. Курбатова и др.
Работы современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике семейного воспитания (С.В. Ковалев, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская и др.). Представляют ценность дневниковые записи матерей, в которых отражаются особенности семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка (Е.И. Конради, В.К. Махова, супруги Никитины). С научной точки зрения ценны дневниковые книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как, например, «Близнецы» В.С. Мухиной, «Дневник матери» Н.А. Менчинской и другие.
Цель исследования – проанализировать организацию работы органов социальной защиты населения с семьями социального риска.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи работы:
- раскрыть понятие социальная защита и выявить ее необходимость;
- проанализировать работу органов социальной защиты населения с семьями социального риска.
Объект исследования - проблемы семей социального риска.
Предмет исследования – организация работы органов социальной защиты населения с семьями социального риска.
Методы исследования: анализ, обобщение, синтез.
Сложные условия, в которых находится сейчас наше общество, когда практически одновременно осуществляются экономические, политические и правовые преобразования, накладывают особый отпечаток на сферу семейных отношений. В семье отражаются и аккумулируются все основные противоречия кризисного состояния нашего общества. Статистика фиксирует снижение рождаемости, растущее число разводов, увеличение количества преступлений, совершаемых на семейно-бытовой почве.
Семья занимает ведущее место в формировании личности. Через изучение характера взаимоотношений, складывающихся в семье, анализ сферы материально-бытовых и иных условий жизни детей можно получить возможность не только выявлять те или иные факторы, обуславливающие ненадлежащее формирование личности и, в конечном счете, противоправное поведение подростков, но и проследить процесс их зарождения, увидеть причины и механизм их функционирования.
Семьей группы риска (или социально проблемной семьей) можно считать такую семью, в которой нарушены её основные функции или их часть. Причины недостаточно качественного выполнения семейных функций разные. Основные из них, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетних, следующие: ошибки воспитания, незрелость супружеских отношений, отсутствие системы правового образования родителей и детей, асоциальный образ жизни родителей.
Дисфункция семьи приводит к появлению таких социальных явлений как социальное сиротство, безнадзорность, беспризорность, криминализация детей, семейное насилие.
Необходимо дифференцировать семьи на типы деформации семейных структур. В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. Так подразделяют семьи на благополучные и неблагополучные семьи. Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей. Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества подразделяют на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.
Технология социальной работы с семьями «группы риска» - система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности данной категории, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку семей, находящихся в сложной жизненной ситуации
УСЗН Краснодарского края предоставляет населению социальные услуги. В соответствии с Уставом УСЗН Краснодарского края осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: проведение социально-реабилитационных мероприятий и оказание гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, срочной социальной помощи, направленной на поддержание их жизнедеятельности и т.д.
Основными направлениями работы социального работника с семьей «группы риска» являются:
1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска».
2. Социально педагогическая поддержка ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию.
3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности.
4. Разработка индивидуального маршрута социально педагогической поддержки семьи.
Таким образом, эффективность повышения воспитательного потенциала семьи станет обеспечиваться, если:
- родители участвуют в реализации программы «Семья группы риска», поддерживают тесную связь со школой;
- родители знают основные педагогические требования и создают необходимые условия для воспитания ребенка в семье;
- родители постоянно приобретают и расширяют свои педагогические знания и умения, учатся искусству воспитания, заимствуют лучший опыт воспитания детей.
Правильная организация социально-педагогической деятельности на основе Программы способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка
Подобные работы
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
- Административные правонарушения на транспорте
- Актуальные вопросы соучастия по уголовному законодательству
- Актуальные проблемы смертной казни в России
- Алиментные обязательства
- Анализ видов пенсий в РФ в соответствии с законодательством
- Анализ деятельности ОСЗН по району Восточное Дегунино по вопросам социальной защиты инвалидов
- Анализ понятия и видов документов, создаваемых и используемых в работе суда
- Анализ практики гражданско-правового регулирования банковского кредитования