Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Организация внеклассной работы классным руководителем в системе развития детского коллектива
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты организации внеклассной работы классным руководителем в системе развития детского коллектива 6
1.1 Ученический коллектив как психолого-педагогический феномен 6
1.2 Социально-психологический климат детского коллектива 11
2 Методические аспекты организации внеклассной работы классным руководителем в системе развития детского коллектива 17
2.1 Методика формирования и развития детского коллектива во внеклассной работе 17
2.2 Анализ методик диагностики детского коллектива, используемых классным руководителем 20
3 Опытно-практическая работа по организации внеклассной работы классным руководителем в системе развития детского коллектива 26
3.1 Диагностика социально-психологического климата детского коллектива 26
3.2 Проведение внеклассной работы классным руководителем для развития и улучшения социально-психологического климата детского коллектива 33
3.3 Обобщение результатов работы по организации внеклассной работы классным руководителем в системе развития детского коллектива: контрольная диагностика социально-психологического климата детского коллектива 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А Матрица результатов выбор 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Матрица выбора 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В Степень удовлетворённости ребёнка различными сторонами жизни коллектива 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Коллективное творческое дело «Цветы для мамы», посвященное Дню матери 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Классный час «Дружба начинается с улыбки» 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива «Класс глазами каждого» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Матрица результатов выбора 68
ПРИЛОЖЕНИЕ З Матрица выбора 70
ПРИЛОЖЕНИЕ И Степень удовлетворённости ребёнка различными сторонами жизни коллектива 72
Современное общество переживает многосторонний кризис, в котором жизнь человека не перестаёт быть остро проблематичной. Безработица, частая смена видов деятельности и трудовых коллективов, отчуждение и одиночество молодых и пожилых людей стали очевидными признаками времени. Человек нередко теряет способность управлять самим собой, не находит места в коллективе.
Такие проблемы захватывают с не меньшей остротой детей и детские коллективы, многие из которых не имеют навыков самоуправления, другие испытывают давление детских асоциальных групп или стремятся избежать пребывания в коллективе.
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский занимают особое место в становлении теории детского коллектива. А.С. Макаренко разработал основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнёс: теорию перспектив, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения и многое другое.
Цель ученического учебно-воспитательного коллектива - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других.
Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив. Поэтому рассматриваемая в данной работе тема является очень актуальной на данном этапе развития гражданского общества и системы его образования.
Проблема исследования: каким образом организовать внеклассную работу классным руководителем в системе развития детского коллектива?
Цель работы – исследовать особенности организации внеклассной работы классным руководителем в системе развития детского коллектива.
Объектом исследования является процесс формирования классного коллектива в начальной школе.
Предмет исследования – особенности организации внеклассной работы классным руководителем в системе развития детского коллектива.
Гипотеза исследования: внеклассная работа, проводимая классным руководителем способствует развитию и улучшению социально-психологического климата детского коллектива.
Задачи:
- охарактеризовать ученический коллектив как психолого-педагогический феномен;
- проанализировать особенности социально-психологического климата детского коллектива;
- исследовать методику формирования и развития детского коллектива;
- провести анализ методик диагностики детского коллектива, используемых классным руководителем.
- провести диагностику социально-психологического климата детского коллектива;
- разработать и апробировать комплекс внеклассной работы классным руководителем для развития и улучшения социально-психологического климата детского коллектива;
- обобщить результатов работы по организации внеклассной работы классным руководителем в системе развития детского коллектива: провести контрольную диагностику социально-психологического климата детского коллектива.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Вопросами коллектива занимались В.С. Агеев, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Р.С. Немов. На практике детских учреждений свои идеи воплощали Л.Ю. Гордин, И.П. Иванов, Н.В. Клюева, Л.И. Новикова. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко, который сформулировал основные принципы и методы управления коллективом
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация; обобщение; диагностика; опытно-практическая работа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-практической работы могут применяться классными руководителями во внеклассной работе для развития и улучшения социально-психологического климата детского коллектива.
Апробация исследования проводилась на базе МБОУ «Верхореченская СОШ» Бахчисарайского района Республики Крым во 2 «Г» классе. В классе 26 учащихся, из них 16 девочек и 10 мальчиков. Были проведены коллективное творческое дело «Цветы для мамы», посвященное Дню матери; классный час «Дружба начинается с улыбки»; занятие-тренинг на сплочение классного коллектива «Класс глазами каждого».
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников из 21 наименования и 9 приложений. В первом разделе раскрываются теоретические аспекты организации внеклассной работы классным руководителем в системе развития детского коллектива. Второй раздел посвящен методическим Методические аспектам организации внеклассной работы классным руководителем в системе развития детского коллектива. В третьем разделе описаны результаты практической деятельности на преддипломной практике. Приложения содержат результаты диагностики социально-психологического климата детского коллектива и конспекты проведенных экскурсий.
При решении первой задачи исследования мы пришли к выводу, что ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников, изменениями в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива.
При решении второй задачи исследования мы пришли к выводу, что формирование нормального психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать климат, не управляя коллективом. В это управление входит и поддержка определенных ценностных ориентации через организацию значимой деятельности, через регуляцию взаимоотношений, и создание действенного самоуправления, и формирование доброжелательной атмосферы, и коррекция позиций каждой личности в коллективе.
При решении третьей задачи исследования мы пришли к выводу, что для гармоничного развития личности необходима совместная деятельность в достижении целей воспитания самих детей, родителей и педагогов. Педагог является ключевой, ведущей фигурой в процессе обучения и воспитания детей.
При решении четвертой задачи исследования мы пришли к выводу, что психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, поэтому необходимо проводить психолого-педагогическую диагностику детского коллектива, результаты которой помогают в становлении и развитии детского коллектива.
Наша опытно-практическая работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе нами были выбраны методики на выявление уровня социально-психологического климата коллектива младших школьников.
При решении пятой задачи исследования мы пришли к выводу, что по критериям оценки социально-психологического климата коллектива (сплочённость, сформированность межличностных отношений) результаты диагностик показали, что во 2 «Г» классе появляется и развивается определенный порядок межличностных отношений, деятельность коллектива не всегда успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных задач.
При решении шестой задачи исследования нами был проведен формирующий этап исследования. На формирующем этапе эксперимента мы проводили коллективные творческие дела, классные часы, тренинги, упражнения и игры на сплочение коллектива, совершенствование навыков межличностной коммуникации, формирование умения действовать сообща. При наблюдении за учащимися в ходе внеурочных занятий мы заметили явные положительные изменения в коллективе: дети стали более отзывчивыми, сплочёнными, готовыми прийти на помощь, их заинтересовала работа в группе.
При решении седьмой задачи исследования мы оценили результаты проведенной опытно-практической работы. Контрольный этап эксперимента доказал, что для лучшего сплочения коллектива, развития межличностных отношений, формирования взаимопомощи и взаимоприемлемости необходимо использовать коллективные формы работ во внеурочной деятельности. Проведённые нами формы внеурочной деятельности оказались полезными в определении социально-психологического климата детского коллектива, т.к. результаты диагностик на контрольном этапе исследования выше показателей констатирующего этапа.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста