Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности формирования воображения у младших школьников с задержкой психологического развития
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Сущность понятия «воображение» 6
1.2. Особенности развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития 13
1.3. Педагогические условия развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Организация, методы и методики исследования 25
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований в настоящее время является изучение воображения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Именно внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития у детей младшего школьного возраста при поступлении в школу, и особенно у детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
Учеными отмечается, что воображение влияет на повышение эффективности многих познавательных процессов, таких как восприятие, память и мышление. Поэтому успешность в освоении начальной школьной образовательной программы зависит от того, насколько развито воображение у обучающихся с ЗПР.
Воображение, как и любой другой психический процесс человека, нуждается в постоянной, особой заботе в плане развития. С раннего детства общество требует достаточного высокого уровня развития воображения.
Благодаря воображению человек всесторонне развивается. У детей с недостаточным уровнем психического развития воображение самостоятельно не развивается. Для данных детей характерна низкая мотивация к творческой деятельности, слабая фантазия, отсутствует инициатива, самостоятельность. Отмечается однообразие образов, они имеют шаблонный тип, отсутствует креативность и уникальность. Дети испытывают сложности и трудности как при выполнении заданий с использованием творчества, так и с реализацией собственных идей. Творческое воображение активно проявляется и развивается в младшем школьном возрасте. Если воспитатели, психологи, дефектологи, родители не будут обращать должного внимания на развитие воображения, то в дальнейшем у ребенка будет наступать спад активности этой психической функции.
В отечественной педагогике и психологии вопросами развития, воображения занимались такие выдающие личности, как К.А. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.Т. Кудрявцев, В.В. Давыдова и многие другие, все авторы уверены в том, что необходимо работать над развитием творческого воображения у детей уже с дошкольного возраста.
Цель исследования – проанализировать особенности формирования воображения у младших школьников с задержкой психологического развития.
Объект исследования – процесс развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у большинства младших школьников с задержкой психического развития уровень развития воображения низкий и требуется работа по формированию воображения у младших школьников с задержкой психологического развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «воображение»;
- выявить особенности развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития;
- проанализировать педагогические условия развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития;
- осуществить эмпирическое исследование развития воображения у младших школьников с задержкой психологического развития.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме), эмпирические (констатирующий этап), методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов изучения, метод наглядного предъявления результатов).
Эмпирическое исследование проводилось на базе общеобразовательного центра для детей с нарушениями развития, г. Челябинска. В исследовании участвовало десять младших школьников с задержкой психического развития, из них шесть девочек и четыре мальчика.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития.
Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки результатов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение классифицируют по степени проявления волевых усилий (произвольное, преднамеренное или непроизвольное, непреднамеренное) и степени активности (активное и пассивное).
Творческое воображение – это создание своих собственных новых образов, что ребенок с задержкой психического развития затрудняется выполнить. Творческое воображение у младших школьников с задержкой психического развития формируется с запаздыванием, так как зависит от качества сформированных основных психических процессов, которые создают основу для образных действий.
Творческое воображение у младших школьников с задержкой психического развитие имеет своеобразное развитие. У детей не наблюдается в создании замысла новых, интересных образов, они не проявляют самостоятельность, активность и интерес.
Эмпирическое исследование проводилось на базе общеобразовательного центра для детей с нарушениями развития, г. Челябинска. В исследовании участвовало десять младших школьников с задержкой психического развития, из них шесть девочек и четыре мальчика.
На основе исследований творческого воображения Р.С. Немова, О.М. Дьяченко, В. Синельникова, В. Кудрявцева, были выделены такие показатели уровня развития творческого воображения младших школьников с задержкой психического развития: умение придумывать и воспроизводить рассказ; умение изображать оригинальные образы; умение видеть реальное и нереальное в изображении. Для выявления данных показателей использовались следующие методики: «Придумай рассказ» (Р.С. Немов); «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко); «Солнце в комнате» (В.Б. Синельников, В.Т. Кудрявцев).
На основе полученных данных можно сделать вывод, что уровень развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с ЗПР в основном низкий: отмечается низкая мотивация к творческой деятельности, слабая фантазия, отсутствует инициатива, самостоятельность. Отмечается однообразие образов, они имеют шаблонный тип, отсутствует креативность и уникальность. Дети испытывают сложности и трудности как при выполнении заданий с использованием творчества, с реализацией собственных идей. Поэтому существует необходимость проведения работы по развитию воображения у младших школьников с ЗПР.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Активизация творческой самореализации студентов посредством исследовательской деятельности
- Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
- Взаимосвязь авторитарного стиля педагогического общения с самооценкой будущего педагога
- Виды сочинений в начальных классах
- Влияние взаимоотношений «родитель-ребенок» на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте
- Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков
- Влияние мультипликационных фильмов на сознание младших школьников
- Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста